Stanbul.ru

Турецкие бани
Турецкие бани, строительство турецких бань, парогенератор, хамам, хаммам, сауна, строительство хамам

 Турецкие бани (Хамам)

Бани так же необходимы мусульманину, как и мечети; в Стамбуле более трехсот общественных турецких бань, не считая частных.

Турецкие бани в общем мало отличаются от византийских. После завоевания турки сперва пользовались банями, оставшимися от византийцев, но затем построили свои, почти в том же стиле и часто на тех же местах. К тому же расположение византийских бань было уже принято турками в Брусе, Салониках и Дамаске. Следовательно, и строительство турецких бань (хаммамов) практически копирует достижения византийцев.

Вследствие постоянного разрушительного действия воды и огня, до наших дней не дошла ни одна баня византийской эпохи без перестроек и переделок.

Житель Европы, посетивший Константинополь семьдесят два года спустя после занятия этого города турками, описывает турецкую баню (хаммам). Это описание дает нам понятие о том, каковы были бани в то время, когда они еще сильно напоминали византийские термы, если и не были им совершенно подобны. Из этого описания явствует, что по расположению они ничем не отличались от современных турецких бань хаммам.

«Эти термы двойные или близнецы, — говорит он, — и состоят из двух совершенно одинаковых частей, примыкающих одна к другой; одна половина мужская, другая женская. Сперва входят в аподитерий, откуда проходят через дверь в тепидарий и затем через другую дверь в кальдарий. Из этих трех отделений, соединенных между собою дверьми, и состоят турецкие бани (хамамы). Каждая часть здания имеет свою крышу и свои стены.

Аподитерий — это квадратное здание, на которое опирается кирпичная ротонда свода. Внутри окружность ее равняется 240 футам 8 дюймам. Вокруг высится каменная эстрада более шести футов ширины и трех футов вышины. Стена аподитерия, от основания до верха, где начинается купол, имеет тридцать семь футов вышины; пол выложен мраморными плитами. В центре турецкой бани (хамам) находится тоже мраморный бассейн.

Две двери ведут из аподитерия в тепидарий, который имеет внутри сто футов в окружности. Полусферический свод поддерживается четырьмя аркадами, образующими восемь альковов; один из этих альковов, вдвое меньше остальных, предназначен для отхожего места. В шести альковах имеется по бассейну с краном, но они построены так, что между каждой второй аркадой находится комната, из которой и направо и налево можно пройти в другую аркаду. В центре тепидария бьет струя воды, падающая в мраморный бассейн. Из тепидария в кальдарий ведет всего одна дверь. В этой части турецких бань восемь аркад поддерживают купол. Каждая из восьми аркад ведет в отдельную комнату. Среди пола, также из мраморных плит, возвышается восьмиугольная эстрада в два фута, четыре дюйма вышины и в пятьдесят семь футов с четвертью в окружности. Она окружена приступком, отделяющим ее от пола, уровень которого тот же, что и уровень восьмиугольника».

Мы видим по этому отрывку из Жилля, что расположение первых турецких бань, вероятно заимствованных у византийцев, почти ничем не отличалось от бань, построенных турками в позднейшую эпоху. Хаммамы с парогенераторами строятся, вообще говоря, по прямоугольному плану. Каждое отделение бани покрыто куполом, усеянным маленькими, круглыми отверстиями с стеклянными колпачками, сквозь которые и освещается внутренность помещения. В боковых стенах окон нет. В аподитерии пол мраморный; в центре устроен фонтан, от которого отходят большие, мраморные вогнутые уступы вроде чаш, с бороздчатыми краями; они не равной величины и идут все уменьшаясь. Вода вытекает из самой верхней чаши и падает с одного уступа на другой водопадом. Эта вода служит иногда для обливания фруктов. В клетках, украшенных голубыми бусами (бонджук), не переставая поют канарейки.

Зал окружает деревянная колоннада, в ней помещены широкие лавки в виде диванов. Тут раздеваются бедные люди. Между колоннами вделаны деревянные брусья, служащие вешалками. Над первой галереей находится вторая, а часто и третья, там тоже поставлены широкие диваны. И верхняя, и нижняя галерея разделяются в углах деревянной перегородкой. Эти отделения предназначаются для богатых или знатных посетителей хамамов.

Около двери, на маленьком возвышении хамама, сидит на подушке хозяин бань (миндер); перед ним стоит деревянная шкатулка (чекмеджэ) с перламутровой инкрустацией; на стене над этой шкатулкой висит ручное зеркало. В шкатулку кладут деньги, которые посетители платят, уходя из турецкой бани.

На уровне верхних галерей вделаны деревянные жерди, на которых развешивают пештемал (простыни для обтирания) очень ярких цветов.

В маленьком камельке, приделанном к стене у дверей, приготовляют кофе. Там же устроены шкафы, где держит наргилэ, кофейные чашки, мускусное мыло, позолоченные бронзовые вазы, искусственные цветы.

Из аподитерия узкая дверь ведет в помещение, называемое соуклук (тепедарий или алиптерий), где температура выше, чем в большом зале, но ниже, чем во втором зале, называемом калдарием. На нем купол, прорезанный небольшими отверстиями; в них вделаны стеклянные колпачки. Сверху падает слабый свет. Тут на деревянных лавках для посетителей хаммама приготовляют постели.

Маленькие открытые двери ведут из этого зала по темным сводчатым коридорам в отхожие места и в отдельную комнату для интимного туалета, к которому религиозно привязан всякий мусульманин. Посетитель входит в эту комнату, где имеется кран горячей воды и мраморная лохань, курна, завешивает вход пештемалом и совершает свои омовения. Из тепедария дверь ведет в кальдарий, где чрезвычайно жарко. И этот зал вымощен мрамором и покрыт куполом с крошечными, круглыми оконцами. В каждом углу зала отгорожены низенькими стенами отдельные кабины, предназначенные для богатых людей. В каждой кабине хамама есть одна или две курны с двумя бронзовыми кранами для горячей и холодной воды.

В самом зале хаммама тоже расставлены курны, над которыми в стену вбиты длинные, черные гвозди для пештемал.

Посреди общего зала кальдария возвышается круглая или восьми-угальная эстрада, так называемая гёибек-таши (камень-пуп), на которую ложится купальщик для массажа.

В турецких банях нет, как неправильно утверждали, большого бассейна, где можно погружаться в воду; его и быть не может, потому что вода, уже коснувшаяся тела другого ли человека или самого купальщика, считается мусульманами ритуально нечистой. Тем не менее, это может быть в исключительных случаях, где вода, притекающая в турецкие бани, проточна, и идет прямо из источника, как, например, в Брусе. В Константинополе только евреи, верные закону Моисея, сохранили привычку погружаться в бассейн холодной воды после мытья тела.

В каждом турецком хамаме есть кюлхан, духовая подземная печь. Там всегда горят дрова, горячий воздух и дым проходят под мраморными плитами пола и по многочисленным трубам, проведенным внутри стен, нагревают ноздух и воду и выходят в маленькие, круглые трубки, поставленные наверху здания у свинцовых куполов. Бесполезно говорить, что бани топят не переставая. Мусульмане должны по предписаниям своей религии мыть тело в некоторых обстоятельствах.

Женские турецкие бани несколько отличаются от мужских. Прежде всего разные принадлежности, как например, простыни и мыло, женщины приносят с собой в больших бохча (род мешков из вышитого сукна). Они берут с собой и съестные припасы, потому что провести целый день в бане, распевая песни и угощаясь яствами на геибек-таши для них огромное удовольствие.

Раздевшись, посетитель турецкой бани обвязывает чресла, надевает большой тюрбан, деревянные сандалии и входит в тепидарий. Там 25° тепла; купальщик ложится на лавки с подушками и ему подают трубку и кофе. Чуть только покажется у него испарина, банщик ведет его в кальдарий, где на эстраде залы ему делают массаж, которому придают огромное значение; его делают современные разминатели и растиратели, но они унаследовали старые традиции и строго их придерживаются. Полезна также сауна хамам.

После полного массажа всех сочленений массажист ведет своего клиента к одному из бассейнов турецкого хаммама, окружающих ротонду, и, при помощи рукавицы из козьей шерсти, принимается за его кожные покровы. Ополаскивание производится теплой водой. Но у купальщика в хамаме уж нет сил; стакан холодной воды придает ему должную энергию; ему выливают на голову несколько ковшей холодной воды, что уже окончательно приводит его в себя, и массажист опять принимается за него. На него льются потоки горячей воды и жидкого мыла, а затем его окатывают теплой водой; это повторяется до трех раз. Мыло массажист взбивает в медном тазу длинной пальмовой мочалкой, пока оно не обратится в облако неосязаемой пены.

После душа, купальщика немедленно обертывают теплыми простынями из бани хамам, ему вытирают волосы, и он ложится для кейфа на диване в аподитерии.

 

Объявления


Интересное

Из-за российского кризиса Турция потеряет 2,5 миллиарда долларов

В Турции на 30% снизилось число российских туристов. Отталкиваясь от этой цифры, эксперты прогнозируют, что доходы туристического сектора упадут...
Продолжение...

Голосования

Главная историческая личность Турции
 

Разделы

Главная
Турция
Города Турции
Соседи Турции
География Турции
Турецкая архитектура
Население Турции
Турецкая экономика в 20 веке
Экономика Турции в конце 20 века
История Турции
Турецкие султаны
Культура Турции до 14 века
Турецкая культура 14 - 17 веков
Турецкая культура 17 - 18 веков
Турецкая культура 18 - 19 веков
Турецкая культура в 20 веке
FAQ