Stanbul.ru

Турецкое жилище
Турецкое жилище, восточный стиль, дизайн восточной мебели, спальни, комнаты, люстр и светильников

 Турецкое жилище.

В турецкой архитектуре различают два рода построек: здания церковные и гражданские. Здания первого рода позволяют нам проследить хронологию их сооружения и пройденные ими этапы, постройки же гражданские, сильно пострадавшие от времени, к несчастью, не дают этой возможности. Тем не менее некоторые старые дома в Брусе и городах Малой Азии , где еще есть остатки древних строений, могут дать нам хотя бы слабое понятие о первых турецких жилищах. Подчиняясь влиянию местной архитектуры, эти дома различаются между собой смотря по стране, где они строились. Первыми жилищами турок в Константинополе служили, несомненно, дома, покинутые византийцами. Но так как мусульманские нравы и обычаи требовали коренной их переделки, то вскоре в новой столице Османской империи возникли новые дома.

После первоначальных небольших изменений, внесенных в византийские жилища, знатные лица начали строить конаки, более подходящее к их обычаям. Люди же из простонародья жили в маленьких домиках, называемых эв. Мусульманские жилища и конаки состоят из двух разделенных между собою корпусов, называющихся селямлик и харем; иногда эти две части, хотя и разделенные, соединены под одной крышей.

Селямлик предназначен для мужчин, харем — для женщин. В конаках, состоящих из двух отдельных построек, селямлик и харем соединены коридором, подвешенным между первым и вторым этажом этих двух зданий.

Обычаи мусульман запрещают мужчинам жить с женщинами посторонними им, не с их женами или родственницами. Хозяин дома проводит много времени в селямлике, где и принимает мужчин.

В этих конаках верхний этаж считается самым важным, а в нижнем находятся только комнаты для прислуги.

Женщины, и вообще турки , любят сидеть дома и поэтому предпочитают деревянные дома с большим числом окон. В этих домах редко бывает три этажа.

Внешний вид такого дома выполнен в совершенно восточном стиле. Над первым этажом балконы на широких выступах, поддерживаемых большими деревянными консолями; они очень напоминают византийские балконы выступом. Каждый этаж выступает вперед над нижним. Очень высокая крыша придает совершенно своеобразный характер этой постройке, и ее форма как бы происходит от китайской крыши с загнутыми концами. Эта последняя, быть может, отражает воспоминание о палатке кочевника. Окраска дома чаще всего кирпичного цвета - таков стиль восточного дизайна интерьера. Трубы, на которых вьют гнезда аисты, совершенно особой формы. В конак ведут двое ворот: одни в харем, другие — в селямлик.

Через ворота селямлика входят на большой двор, вымощенный булыжником. Экипажи могут свободно въехать в эти ворота и доехать до двора, помещающегося под большой залой второго этажа. Лестницы отходят от маленького мраморного крыльца, бинек-ташы, с которого хозяин дома может легко сесть на лошадь.

Вокруг этого двора расположены комнаты, выполненные в восточном стиле, для ушаков (слуг), айвазов (носильщиков кушаний), ахчи (поваров) и т. д. Одна комната отводится управляющему, другая евнухам. Кухня помещается обыкновенно в саду; вокруг конака расположены конюшни, бани, резервуар с водой. Баня примыкает к стенам харема.
Широкие деревянный лестницы ведут во второй этаж. Там находится комната, где обыкновенно пребывает хозяин дома.

Все комнаты одинаковы и одинаково меблированы. Нет никакой разницы между спальнями в восточном стиле и столовыми. Длинная софа идет возле стены вдоль окон, а иногда и с противоположной стороны комнаты. В комнате имеется ниша для зеркала, а рядом маленькие ниши для кружек с водой и для фарфоровых ваз. К стенам прибиты подставки для трубок, на них стоят длинные чубуки из жасминного, розового или какого другого ценного дерева; на всех чубуках янтарные мундштуки, светильники в восточном стиле. По стенам развешаны в рамках каллиграфические надписи с гармонично вырисованными буквами. Этажерки для кавука (головной убор), стенные часы, ковры, жаровня — вот в чем состоит вся меблировка комнаты. В каждой комнате из мебели в восточном стиле есть несколько больших шкафов, куда на день складывают постель, матрасы и одеяла.

 Когда ложатся спать, вынимают эти матрасы и стелят их на пол. Для еды вносят маленькие табуреты, с стоящими на них круглыми лужеными подносами из меди или бронзы, а вокруг них кладут подушки, что и образует род импровизированного обеденного стола.

Комнаты зимою отапливаются или каминами, где горят дрова, или мангалами (бронзовыми жаровнями). В конаках из комнат есть проход в обширный зал, больший по своим размерам, чем все комнаты, вместе взятые, украшенный, как правило, люстрами в восточном стиле. Харем мало отличается от селямлика. Часто он просторнее его. Окна харема тщательно заделаны кафессами (жалюзи) чтоб препятствовать нескромным взглядам прохожих проникать внутрь.

Эти кафессы делаются из маленьких деревянных дощечек, перпендикулярно или диагонально прибитых в выемках рамы, доходящей до середины окна. Женщины, стоя за кафессами, могут видеть прохожих через щели, но их видеть снаружи нельзя.

Над окнами с кафессами есть второй ряд окон для того, чтобы дать комнате больше света. В эти верхние окна часто вставлены разноцветные стекла, что прибавляет к убранству помещения роскошь красок и очень красивые эффекты.

Турки любят обилие окон в домах. Они всегда понимали благодетельное влияние солнца и воздуха на здоровье и всегда прорезывали в своих домах столько окон, сколько позволяла длина фасада. Большое число окон обусловливалось также необходимостью для женщин заполнить чем-нибудь бездействие длинных часов, которые они проводили в домах. Мы видим, что гигиеническая сторона этого расположения применяется теперь и в европейских домах. Фасады современных английских домов по большому числу окон напоминают отчасти турецкие жилища. Это устройство представляет некоторые неудобства — помещение подвергается всем резкие переменам температуры и слишком нагревается солнечными лучами; но двойные рамы и ставни защищают от холода, а нависающие крыши и выступы верхних этажей ограждают от зноя.

Двери Гарема всегда заперты, и ключи от них хранятся у харем-кяхйсы (управляющего харема).

Круглый, обращающийся вокруг своей оси, шкаф облегчает домашнюю работу и в то же время устраняет общение между мужской и женской прислугой. Предметы обихода ставятся в этот шкаф со стороны женской половины, шкаф поворачивают на оси, и нужные предметы находятся уще на мужской половине, в распоряжении мужчин. Служба долаба поручалась только айвазам: так как последние армяне, то хозяин дома предоставлял им этот род услуг, потому что различие религии мало благоприятно расцвету слишком интимных чувств.

В большей части конаков в саду существует большой хавуз (бассейн).

Частные башни отличаются от общественных только размерами; в них тот же аподитерий, тот же тепидарий и кальдарий, но все это в меньших размерах.

Кухни совсем не похожи на западные кухни. Большая округлая печь разделена внутри на отделения разной величины, предназначающиеся для больших и малых котлов. В них жгут только дрова и древесный уголь.

Маленькие дома (эв) внутри расположены приблизительно так же, как и конаки. Вместо двух отделений, как в конаках, в этих домах имеется только две комнаты: одна назначающаяся для селямлика, другая для харема. Две отдельные лестницы ведут в каждую из этих комнат.

Залы всегда просторны. Кухни помещаются наружи, а вместо бань имеется гуссулха-нэ или место для омовения. Вместо резервуара вода, нужная для хозяйства, сохраняется в врытых в землю кувшинах. Водонос, не открывая дверей, льет воду из своей кирбы  (кожанного меха) в углубление в виде ящика, вырезанное в камне и запертое висячим замком, ключ от которого хранится у водоноса; вода протекает из углубления по трубам в кувшины.

К несчастью, сейчас исчезли почти все эти старые дома, сменясь некрасивыми, бесформенными постройками крикливой окраски и весьма сомнительного вкуса. Старых домов во всем Стамбуле осталось не более двадцати, из которых самый старый не заходит за эпоху султана Магомета второго; к тому же постоянные перестройки значительно изменили их первоначальный вид. Требования к турецкой недвижимости очень высокие, так как страна занимает одно из ведущих положений в мировом рынке строительсва.

Скорее всего можно найти такие старинные дома в кварталах Юк-сек Калдырым, Ак-Серай и Эйюб.

Из предместий, сохранивших более старинных жилищ, можно назвать деревни Анатоли-Хисар, Арнаут-Кёй, Йени-Кёй, Ченгел-кёй, Кусгунджук и особенно Скутари; в них есть еще дома старого типа, но они обречены на исчезновение лет через десять. Как на старое жилище, мы можем указать на французское посольство в Ферапии, принадлежавшее когда-то князю Ипсиланти. Дом этот был конфискован султаном и подарен генералу Себастиани, тогда французскому послу в Константинополе. Французы, которые умеют ценить предметы искусства и остатки старины, сохраняют характерный вид этого интересного здания.

Чтобы освоиться с типом старинного турецкого дома, надо помнить следующие характерные черты его архитектуры:

 1. Здание, почти всегда деревянное, не превышает трех этажей.

2. Каждый верхний этаж выступает вперед над нижним; выступающая часть поддерживается толстыми консолями гнутого дерева.

3.  Крыши выступают вперед и покрыты изогнутыми черепицами, называющимися керемид, подобными тем, что употреблялись и византийцами.

4. Выдающаяся часть крыши (навес), которая называется сачак, украшена снизу геометрическими орнаментами из тонких деревянных дощечек.

5. Под этими сачаками подвешены рамки, в которые вставлены священные надписи, предохраняющие дом от дурного глаза. Эти надписи гласят: Чего Господь хочет, то есть, было. О Владыка собственности, О покровитель и т. п.
За этими наклоненными рамками ласточки часто вьют гнезда.

6. Дымовые трубы, довольно высокие, призматической или четырехугольной формы, с вертикальной выемкой посредине; они покрыты черепицами, и аисты часто вьют на них гнезда, особенно в отдаленных кварталах Золотого Рога.

Камины часто выдаются наружу в стенах здания, образуя очень своеобразного вида выступы.

7. Деревянные двери украшены резьбой и полосками, образующими геометрический орнамент. В каждую створку вделано по толстому металлическому кольцу, прикрепленному к резной бронзовой дощечке; кольцо служит молотком или колотушкой.

8. Над каждой дверью пробито окно, заделанное железными прутьями; поверх этой железной решетки с наружной стороны часто прикреплена деревянная решетка с орнаментальным изображением солнца.

9. К окнам приделаны кафессы (род решеток маленькими квадратиками из тонких деревянных пластинок, препятствующих видеть снаружи внутренность помещения); на многих окнах кафессы устроены наподобие выдающихся вперед корзинок, так что женщины могут, высунувшись из окна, смотреть на обе стороны улицы и оставаться невидимыми.

10. Иногда на балконах и на террасах с кафессами посажены вьющиеся растения.

11. Часто на выступах крыш и на фасадах каменных публичных зданий приделаны крошечные домики с колонками, дверями и окнами. Эти жилища в миниатюре строятся, с добрым чувством, для птиц, которые с большим удовольствием вьют там свои гнезда.

 

Объявления


Интересное

Геритми Ахмед Ресми-эфенди, турецкий дипломат

В трактате Мютеферрики во внешне традиционной форме («Основы мудрости» - это рисале, поданное султану Махмуду I) впервые указан новый путь...
Продолжение...

Голосования

Главная историческая личность Турции
 

Разделы

Главная
Турция
Города Турции
Соседи Турции
География Турции
Турецкая архитектура
Население Турции
Турецкая экономика в 20 веке
Экономика Турции в конце 20 века
История Турции
Турецкие султаны
Культура Турции до 14 века
Турецкая культура 14 - 17 веков
Турецкая культура 17 - 18 веков
Турецкая культура 18 - 19 веков
Турецкая культура в 20 веке
FAQ