Stanbul.ru

Идеологическая основа турецкого общества
Идеология турецкого общества

 Ислам, как и всякая другая религия, - это не только вероисповедание, но и широкая мировоззренческая система, имеющая свою философию, идеологию, право, свое представление об идеальном образе жизни. Как идео­логия ислам многогранен. Его идеями оперируют, на его философские и правовые положения опираются политические деятели из прямо противоположных лагерей. Религиозно-культурная традиция ислама основана, во-первых, на слитности духовного и светского начал, политическом администрировании и религиозной власти; во-вторых, на культе предопределения и связанной с этим пассивности (наибольшее внимание этому культу уделяли суфии; в-третьих, на религиозных обрядах, т.е. ежедневных молитвах, изнурительном посте, паломничестве и т.д. Традиции такого рода воспитывали привычку к повинове­нию, послушанию, дисциплине. Ни талант, ни вдохновение, ни взлет мысли гения не должны были препятствовать обязательной пятикратной молитве в положенный срок, соблюдению поста и других обрядов; в-четвертых, на взаимоотношении человека с богом: нет прямой связи с богом (в отличие от христиан и иудеев, у которых как бы существует прямая связь между богом и человеком). Аллах выступает как некая абсолютная всеобщность, несущая благо всем правоверным.

Ислам в османском обществе играл решающую роль, поддерживая солидарность между различными мусульманскими элементами и определяя этическую и правовую структуру жизни. Османское государство управлялось султаном, который стал халифом, т.е. главой всего исламского мира, после турецкого завоевания - Египта в XVI в. Мусульманские богословы обязаны были соблюдать и распространять мусульманскую веру, обеспечивали следование религиозным догмам, проводя в жизнь шариат - свод религиозных, бытовых правил и юридических норм, основанных на Коране.

В османском обществе господствующим был ислам суннитского толка (сунниты, в отличие от шиитов, которые опираются лишь на тексты Корана и отстаивают право пророка и его семьи на руководство «правоверными», признавали священными наряду с Кораном и сунны - предания, состоявшие из рассказов-хадисов о жизни и деятельности пророка и его изречениях).
Османское общество характеризовалось не только конфликтами, но и борьбой мировоззрений. В этой борьбе рождалась общность самосознания нового этноса - турецкого народа.
За счет исламизации местного греческого, а затем и других покоренных народов заметно увеличился удельный вес мусульман Турции, и это одна из примечательных черт религиозно-культурной жизни анатолийского общества. Расширяется сеть мусульманских религиозных и благотво­рительных организаций, сокращается число православных учреждений, закрываются церкви, монастыри, уменьшается число прихожан.

Процессу исламизации содействовала пропагандистская деятельность различных суфийских братств - тарикатов. Суфии - довольно пестрая по составу и целям группа исламских аскетов, отшельников, фанатичных воителей за веру, которые в своем мистическом религиозном рвении готовы были забыть обо всем, отказаться от всех благ жизни во имя святой веры. Суфизм, - это своеобразное исламское монашество, но во многом отличное от христианского, индо-буддийского, хотя эти более древние институты сыграли, видимо, свою роль в оформлении исламского суфизма. Возникло оно далеко не сразу. Сам пророк в принципе был против монашества, никогда и никого не призывал к отречению от жизни, семьи. Не требовал этого и Коран. На протяжении первого века активной и результативной борьбы ислама за распространение своего влияния этот вопрос не вставал. Правоверные были достаточно воодушевлены своими вполне реальными успехами, и уже по одной этой причине никто из них не нуждался в мистико-аскетических средствах  поддержания   веры  и религиозного энтузиазма.

Позже ситуация стала меняться. Стабилизация ислама и перемещение акцента с чисто религиозного энтузиазма в сторону социально-административного и политического устройства не замедлили сказаться. Среди наиболее активных ревнителей веры стали проявляться элементы разочарования, недовольства. Возникают различного рода секты и течения в исламе. Среди них - немногочисленные группы аскетов-мистиков, мусульманских подвижников, которые ставили своей целью уйти от земных дел, отказаться от всякого имущества и от всех мирских привязанностей, усмирить свои чувства и страсти, приобщиться к святости Аллаха. Это и были первые суфии.

Как и христианские монахи, суфии не были просто в оппозиции к официальному религиозному вероучению. Суфизм олицетворял реакцию фанатиков веры на определенную дискредитацию ислама. Аскетизм, подвижничество, отказ от вещей и семьи призван был продемонстрировать истинную святость тех, кто глубже ушел в веру, отдался ей целиком.

Наряду с бродячими дервишами, аскетами-отшельниками, стали возникать мощные организации суфиев, спаянные жесткой дисциплиной и беспрекословным подчинением их «святому» вождю или шейху. Одни братства и ордена играли в исламе активную политическую роль, другие становились на своеобразный путь миссионерства, третьи регулярно поставляли исламскому миру бродячих дервишей, проповедников, аскетов и «святых».

Зачастую сами проповедники воспринимали некоторые элементы христианской обрядности, иногда признавали равенство христиан и мусульман. Особенно в этом отношении показателей тарикат бектаиш, который был создан во второй половине XIII в. Хаджи Бекташем Вели (1209-1271).
Орден базировался в Центральной Анатолии, в городе Хаджибекташ, в котором и похоронен его основатель. Движение пользовалось большой популярностью у турецких шиитов. Хаджи Бекташ проявлял терпимость ко всем религиям. Бекташи придавали основное значение внутреннему состоянию верующего, а не внешним признакам веры. Они не настаивали на соблюдении мусульманской обрядности (молитвы, поста), допускали употребление вина, появление на улице женщин с открытым лицом, но ратовали за безбрачие. В своих грехах они должны были исповедо­ваться перед шейхами, подобно христианам. Мы видим, что их эклектические верования были далеки от ортодоксального ислама. Считается, что долгое время орден был связан с корпусом янычар, воины которого ранее были христианами. Орден прекратил существование на территории Турции в 1925 г.

 Большой популярностью пользовался орден мевлеви (пляшущих, или вращающихся дервишей). Это мистическая группа, члены которой являются последователями великого персоязычного поэта и мыслителя Джеляледдина Руми. Орден базировался в Центральной Турции, в городе Конья, в котором и погребен его основатель. После смерти Руми его сын, известный поэт Султан Велед, продолжая дело отца, способствовал росту и укреплению ордена и дал ему название «Мевляна» - «Наш мастер».

Орден существует до сих пор, последователи Мевлеви ежегодно в декабре проводят фестиваль, посвященный памяти основателя ордена. Во время религиозной церемонии вращающиеся дервиши одеваются в развевающиеся белые одежды и конические шляпы. Они вертятся под ровный ритм барабанов и звуки мистической музыки, представляя смерть и окончательное соединение Мевляны с  Аллахом.

Орден мевлеви находит последователей среди городской интеллигенции и представителей правящих классов, в отличие от сельского населения, которое предпочитает членство в других сектах.

С развитием феодальных отношений эксплуатация крестьян все более усиливалась и вызывала рост их недовольства, которое нашло свое проявление в распространении религиозных ересей. Главной из них для ортодоксального суннитского духовенства был шиизм - второе основное направление в исламе. В рассматриваемое время шиизм в Турции и в сопредельных странах был идеологией крестьянских движений в противовес официальному суннизму, которого придерживались правящие круги. Шиизм пресле­довался властями и духовенством суннитского толка, и это привлекало к нему симпатии обездоленных и эксплуатируе­мых масс. В шиизме развит культ мученичества, и социальные низы, жизнь которых была полна невзгод и лишений, видели в нем идеологию, отвечавшую их умонастроениям.

Если к этому добавить, что в шиизме гораздо сильнее, чем в суннизме развита идея мессианства, вера в приход мессии - Махди, который восстановит в первоначальном, чистом виде ислам, установит социальное равенство, справедливость и уничтожит зло на земле, то можно понять, почему в государстве Сельджукидов, как позднее и в Османской империи, среди турецких масс были распространены шиитские идеи. Особое распространение находили эти идеи в массах в трудные для них времена.

ХIII в. - период наибольшего расцвета неортодоксальных религиозных движений, а также активности шиитов, родиной которых был Иран. Во-первых, этому способствовала сама политическая ситуация, во-вторых, увеличение туркменских племен с их примитивными представлениями об исламе. Количество орденов дервишей заметно увеличи­лось. Большим влиянием в крестьянских массах пользова­лись ордена бабаи, календерийе, руфаи.
На рубеже XIV-XV вв. появились и другие ордена, которые активно содействовали     развитию социально-религиозных движений, например, орден байрамие, созданный крестьянином из-под Анкары Хаджи Байрамом. Он призывал своих сторонников (крестьян, ремесленников) объединиться в общины с тем, чтобы пользоваться только плодами своего труда. На вырученные от продажи продуктов средства он помогал бедным. Байрам был схвачен, обвинен в пропаганде ереси и доставлен к султану Мураду II (1421-1451). Но Мурад II, известный   своими симпатиями к дервишам, помиловал Хаджи Байрама, освободил его общины от некоторых повинностей, и это подняло авторитет и Мурада II, и Байрама в народе.

Другое братство - хуруфи - было основано ремесленником из иранского города Астрабада Фазлуллахом. Он объявил себя Махди, который пришел, чтобы соединить мусульман, христиан и иудеев в одной вере. Он считал, что мир вечен и находится в состоянии постоянного обновле­ния. Фазлуллах призывал трудиться сообща, пользоваться только плодами своего труда. Хуруфиты подверглись жестоким преследованиям, так как одни улемы (ученые-богословы) восприняли его проповеди как полное неверие, другие - как пропаганду христианства. К числу анатолийских хуруфи принадлежал известный азербайджанский поэт Насими, который был в 1409 г. казнен в городе Халеб по обвинению в «богохульстве» (с него была заживо содрана кожа).

Ислам в исторически короткий срок превратился в универсальную основу мировосприятия народов огромного региона. Он жестко регламентировал различные стороны поведения человека в семье и обществе, обусловив высокую степень зависимости эстетических представлений, культурных традиций от теоретических предписаний. Требования ислама наложили глубокий отпечаток на эстетическое мышление средневекового человека, художника и эволюцию искусства, а усилиями богословов художественная культура исповедо­вавших ислам народов во многом определялась как «исламская».

 

Объявления


Интересное

Автомобильная промышленность Турции

Автомобильная промышленность Турции по сути дела только начинает свой путь, хотя попытки организовать оборку автомобилей на собственных предприятиях восходят еще...
Продолжение...

Голосования

Главная историческая личность Турции