Stanbul.ru

Художественная литература
Художественная литература в Турции

 Художественная  литература не получила в Сельджукском султанате большого развития. Литературным языком был персидский. Это объясняется тем, что в Сельджукский султанат, отсталый в политическом и культурном отношении, хлынуло большое число персов, в том числе чиновников, людей умственного труда. В среде господствующих классов сельджуков была популярна персидская литература. Под ее сильным влиянием находилась и местная литература.

В XIII в. в Анатолии широкое распространение полу­чили мистические секты и движения, создается народная суфийская религиозно-мистическая литература (halk tasavvuf edebiyati). Идейная основа суфизма представлена своеобразной смесью неоплатонизма и ближневосточного мистицизма. По суфийским канонам после проповеди исполнялись рифмованные гимны, повторяющие в ритмичной и хорошо запоминающейся форме основной его смысл. Так возникли тюркские, или сельджукские стихи. Суфизм широко проник в поэзию. Одним из его ярких представителей был перс по происхождению, поэт-мистик, мыслитель и интеллектуал Джеляледдин Руми (1197/1207-1237).

Творчество Руми, широко известное в Малой Азии, до сих пор волнует идеалами гуманизма и демократизма. Д. Руми переехал в столицу Сельджукского султаната - Конью, тогда литературную Мекку, и положил начало воспеванию «божественной любви», универсальной, общечеловеческой. Учение Руми способствовало развитию пантеизма в ранней турецкой поэзии. Его основные произведения, написанные по-персидски, суфийские по содержанию - «Месневи-и Манави» («Поэма со скрытым смыслом») и «Диван» (диван - сборник стихов).

На характер суфийской поэзии повлияло творчество Султана Веледа и ЮнусаЭмре. Они творили на рубеже ХIII-XIV вв., их имена как бы связывают сельджукскую и османскую эпохи в художественной литературе.

Султан Велед (1226-1312) - сын Джеляледдина Руми, крупный поэт-мистик. Он возглавлял орден мевлеви. Слово «султан» указывало на высокое положение его носителя в мире мистиков. Творчество Веледа повлияло   на характер суфийской поэзии.  Наиболее значительное произведение Султана Веледа - «Веледнаме» («Книга Веледа»), Это по­этическое произведение написано на персидском языке, но в первой и особенно в третьей части (состоит из трех частей), именуемой «Ребабнаме» («Книга лютни»), содержится свыше 150 двустиший, написанных простонародным турецким языком. В лексическом отношении «Ребабнаме» содержит мало персидских слов, турецкие слова здесь преобладают. Стихи С. Веледа получили название сельджукских стихов, а их автор признан родоначальником турецкой поэзии. Султан Велед, придерживаясь взглядов своего отца, считал все народы, их религии и языки равны­ми. Одно из его стихотворений звучит следующим образом:

Открой глаза мне, дай я полюбуюсь, Как капля к морю, к тебе я устремляюсь, Как капля с морем, с тобой соединяюсь...

Современником Султан Веледа был житель Кастамону (северная Анатолия), Юнус Эмре (1240-1320), писавший стихи, простонародные по языку и форме и пантеистические по содержанию. Поэзия Юнуса Эмре - основоположника лирико-философского начала в средневековой турецкой поэзии - наполнена огромной любовью к человеку:

То вою как ветер,    
То как пылинка на большой дороге, То как бурный полноводный поток, Посмотри, что со мной делает твоя любовь

 

Объявления


Интересное

Инструменты развития турецкой экономики

Для современной Турции одним из главных инструментов экономической политики является программирование и прогнозирование развития "смешанной экономики", в том числе её...
Продолжение...

Голосования

Главная историческая личность Турции