Stanbul.ru

Итоги просвещения в 18 - 19 веках
Итоги турецкого просвещения в 18 - 19 веках
 После Крымской войны закон 1846 г. по реформе просвещения продолжал действовать. Он был малоэффективен, некоторые сдвиги в пользу светского образования имели место. Так, увеличилось число мектебов и школ рюшдийе. По официальным данным Министерства просвещения Турции, к концу 1864г. в стране была 15 071 начальная школа (из них в столице - 289), в которых обучалось 660 000 детей обоего пола. Из общего количества начальных школ 12 509 (524 771 учащийся) были мусуль­манскими, остальные • немусульманскими (греческими, армянскими, еврейскими и др.).

Увеличилось число школ рюшдийе. До Крымской войны их было 6 в столице и еще несколько в крупных городах (только мусульманские). После войны количество средних школ и учащихся в них составляло: в 1857 г. - 39 школ (3 371 ученик); в 1860 г. 52 школы (3 920 учеников); в 1868 г.-87 (11 894 ученика).

Однако по данным, сообщенным министром просве­щения Субхи-беем, в 1867 г. в Турции было 11008 началь­ных школ (242017 мальчиков и 125455 девочек). То есть в 1867 г. было почти на 291 тыс. учащихся меньше, чем по данным Министерства просвещения в 1864 г. В том же году, по данным Субхи-бея, в Турции было всего 108 школ рюшдийе с 7830 учащимися (медресе в приведенные цифры не вошли, не включены и африканские владения Турции). И в данном случае цифры двух источников значительно расходятся (1864, 1867 и 1868 г.) Из этого факта вытекает, что к официальной статистике турецкбго Министерства просвещения нужно относиться с осторожностью.

Так или иначе, но и те и другие данные показывают, что светское образование развивалось очень медленно. До 1867 г. в школы рюшдийе принимались только мусульмане, а с 1867 г. был открыт доступ и для немусульман, но они были обязаны сдать экзамен по турецкому языку. Однако среди немусульман не нашлось большого числа желающих обучать своих детей в школах рюшдийе. Главная причина состояла в том, что постановка учебного дела в этих школах Была плохой, учителя не имели должной квалификации и уровень знаний был низким. Зато в школах, основанных иностранцами, таких, как американский Роберт-колледж), открытый в 1863 г., занималось много христиан; здесь обучались и турки. Так же обстояло дело и в иностранном колледже в Измире.

Важно отметить, что в противоположность турецкому светское образование в немусульманских общинах (греки, армяне, болгары, евреи и др.) обнаружило значительное развитие. Такой разрыв чрезвычайно беспокоил руководи­телей реформ, преемников Мустафы Решид-паши - Али-пашу (1815-1871), Фуад-пашу (1815-1869), Мидхат-пашу (1826-1884) и др., настаивавших на широком распростране­нии среди турок светского образования, дабы они могли с успехом выполнять управленческие функции и держать под своей властью немусульманских подданных, которые как раз и имели знания, необходимые для работы в турецкой администрации. В докладе султану Абдул-Азизу (1861-1876) от 30 ноября 1867 г. великий визирь Али-паша подчеркивал, что турки не стремятся приобрести знания, которые уравняли бы их с немусульманскими народами, и настойчиво твердил, что для этого дела не надо жалеть усилий и средств. Если это не будет сделано, предупреждал Али-паша, то «просвещенные люди нас все равно победят, если бы даже мы отгородили себя китайской стеной, и отнимут у нас все, чем мы владеем».

Другой крупный государственный деятель страны реформатор Фуад-паша в приписываемом ему «Завещании» подчеркивал, что Османская империя для того, чтобы уцелеть, должна по уровню просвещения сравняться с Францией. Фуад-паша критиковал тех, кто во имя чистоты религии ислама отвергал всякую мысль о заимствовании науки и культуры в странах Запада, утверждая, что они противоречат исламу. Он писал, что ислам даже налагает на мусульман обязанность искать света и знаний не только у мусульманских народов, но и в других странах, хотя бы в Китае, в самых отдаленных странах земли.

Танзиматисты   были   озабочены созданием специальных училищ для обслуживания населения. Так, в 1842 г. при военно-медицинском училище были созданы женские курсы для подготовки акушеров. В 1846 г. впервые в Тур­ции недалеко от столицы была открыта сельскохозяйствен­ная школа, в начале 1850-х гг. в ней было 50 учащихся. В 1850 г. была создана школа ветеринаров. В 1860-1870 гг. были открыты училище для подготовки канцеляристов для государственных учреждений); школа иностранных языков для подготовки переводчиков; к этому побудили участившиеся дипломатические и экономические связи страны с западными странами; гражданское медицинское училище (1866 г.), в которое принимались и христиане, но выпускаемые им врачи предназначались главным образом для работы в провинции и среди турецкого населения; фармацевтическое училище (1867); училище для подготовки судовых капитанов и механиков (1870); женское педагогическое училище (1870), в которое, хотя и формально, допускались немусульманские девушки, наделе принимались лишь мусульманки.

В 1865 г. планировалось открыть училище для подготовки гражданских инженеров, но оно было основано лишь 9 лет спустя. Подобные училища представляли собой нечто промежуточное между средним и высшим учебным заведением. Их программа включала несколько общеобра­зовательных предметов.

Школы специального назначения, в большинстве своем военные, были созданы еще при султане Махмуде II, а некоторые даже раньше - в 70-90-х гг. XVIII в. В годы Таызимата они расширились и улучшили свою деятельность. Особое значение приобрели военно-инженерное и военно-медицинское училища. Здесь учащиеся получали лучшее, по сравнению с рюшдийе, среднее образование, а также специальность. Учителями и инструкторами в них работали специалисты из Австрии, Пруссии, Италии, Франции, Англии. Из этих училищ выходили специалисты не только для армии, но и для обслуживания гражданского населения. В 1847 г. среди студентов военно-медицинского училища было 300 турок, 29 армян и 15 евреев. Студенты находились на государственном содержании.
 

Объявления


Интересное

Турецкие лицеи в 20 веке

Лицеи. Лица, окончившие среднюю школу и желающие поступить в университет, должны иметь еще диплом об окончании лицея. Программа лицея рассчитана...
Продолжение...

Голосования

Главная историческая личность Турции
 

Разделы

Главная
Турция
Города Турции
Соседи Турции
География Турции
Турецкая архитектура
Население Турции
Турецкая экономика в 20 веке
Экономика Турции в конце 20 века
История Турции
Турецкие султаны
Культура Турции до 14 века
Турецкая культура 14 - 17 веков
Турецкая культура 17 - 18 веков
Турецкая культура 18 - 19 веков
Турецкая культура в 20 веке
FAQ