Stanbul.ru

Органический закон о всеобщем образовании
Турецкий органический закон о высшем образовании
 2 сентября 1869 г.  был опубликован обширный «Органический закон о всеобщем образовании», детально регламентировавший структуру всей сети народного образования от начальной школы до высшей. В основном закон касался государственной школьной системы. Он устанавливал деление всех государственных  школ  в империи на две категории - публичные, контролируемые     государством, и частные, которые основывались и управлялись частными лицами или общинами и лишь находились  под контролем государства. Закон установил три главные ступени всеобщего образования и пять типов школ, где оно осуществляется.

Начальная ступень была представлена двумя типами школ: а) начальными для детей; б) школами первой ступени среднего образования для подростков - (рюшдийе). На второй ступени образования закон предусмотрел  так называемые подготовительные школы и лицеи. Для третьей ступени - высшего образования - предназначались специальные высшие учебные заведения.

Вместе с тем в учебный план были включены письмо, начальные правила арифметики, элементарные сведения по османской истории, географии, основы практических знаний (в немусульманских общинах эти предметы подлежали изучению на родных языках учащихся). Посещение начальных школ было признано обязатель­ным по всей империи - для девочек в возрасте с 6 до 10 лет, для мальчиков - с 6 до 11 лет. Родители детей, не посещавших школу без уважительных причин, несли за это ответственность, т. е. платили штраф.

Закон предусмотрел создание особых начальных школ сыбъян для девочек. Если такой возможности не было, девочкам разрешалось посещать школу для мальчиков, но совместное обучение детей обоего пола было запрещено.

Закон предписывал учреждение отдельных школ рюшдийе для мальчиков и девочек. Такие школы надлежало открыть в каждом городе, притом отдельно для мусульман и немусульман, в зависимости от количества домов тех и других, в соответствии с данным законом. Все расходы по строительству и содержанию школ ложились на государст­во и покрывались вилайетскими комитетами просвещения. В школы рюшдийе принимались мальчики и девочки, успешно окончившие начальную школу. Однако в отличие от сыбъян, посещение школ рюшдийе не было обязательным. Срок обучения в этих школах был установлен в четыре года.

Несомненный интерес представляет перечень предме­тов, изучение которых в рюшдийе предписано законом. В нем также присутствует изучение основ религии (в мусульманских - ислама, в немусульманских - соответствующих религий) и родного языка учащихся, но доминируют предметы светского образования: грамматика османского, арабского и персидского языков, арифметика, элементы геометрии, основы бухгалтерии, черчение, всеобщая история, османская история, язык преобладающей в данной местности немусульманской общины. В торговых центрах учащиеся по желанию могли изучать французский язык.

В женских рюшдийе учебный план был таким же, как и в мужских; сверх того он еще включал литературу, рисование, домоводство, музыку (факультативно) и пр. В немусульманских рюшдийе место арабского и персидского языков занимало изучение родного языка.

Школы идадийе были предназначены для подготовки учащихся к поступлению в лицеи. Закон устанавливал, что эти школы являются смешанными, т. е. в них обучаются мусульмане и немусульмане, окончившие рюшдийе. Такие школы предполагалось открыть в городах, насчитывающих более тысячи домов. Для них был установлен трехлетний срок обучения и предусмотрено изучение большой группы светских наук: турецкого языка и литературы, географии, геометрии, алгебры, турецкого законодательства, всеобщей истории, физики, химии, элементов политической экономии, французского языка и др. Религиозные предметы в школах идидийе согласно закону не изучались. Эти школы также создавались и содержались за счет государства. Успешно окончившие школу идидийе могли поступить в лицеи (султанше), которые основывались в центрах вилайетов. В лицеи принимались все подданные султана без различия социального положения, веры и национальности. Обучение было платным. Одаренные, но бедные, ученики освобождались от вступительной платы - не более 5% от числа поступивших; у 14% плата сокращалась наполовину. Обучение длилось от трех до шести лет и состояло из двух трехлетних циклов. На первом, общем, учебный план содержал те же предметы, что и школы идадийе, на втором, высшем, учащиеся изучали математические науки, физику, химию и их применение в промышленности и сельском хозяйстве и др.
 

Объявления


Интересное

Турецкие книги и библиотеки в 18 - 19 веках

Благотворным результатом частной инициативы и правительственных мер было систематическое увеличение количества выпускаемых книг. Так, одна лишь главная государственная типография в...
Продолжение...

Голосования

Главная историческая личность Турции
 

Разделы

Главная
Турция
Города Турции
Соседи Турции
География Турции
Турецкая архитектура
Население Турции
Турецкая экономика в 20 веке
Экономика Турции в конце 20 века
История Турции
Турецкие султаны
Культура Турции до 14 века
Турецкая культура 14 - 17 веков
Турецкая культура 17 - 18 веков
Турецкая культура 18 - 19 веков
Турецкая культура в 20 веке
FAQ