Stanbul.ru

Фауд Паша
Фуад Паша, великий турецкий визирь
 Об отношении реакционеров во главе с великим визирем Махмудом Недим-пашой к светскому образованию можно судить по тому, что Министерству просвещения были урезаны ассигнования в 1871 г. со 100 тыс. турецких лир до 42,5 тыс. В то же время на содержание двора султана Абдул-Азиза расходовалось 1740 тыс. лир в год. Правда, расходы на начальные школы несли квартальные и светские общины. Кроме того, Министерство просвещения не несло расходов по содержанию школ религиозных, частных, а также учрежденных немусульманскими общинами. Но по Органическому закону государственные школы составляли основную часть всей системы просвещения. Поэтому без крупных ассигнований оно не могло широко развиваться. В особенности это верно для школьной сети на селе. По этой причине и проведение в жизнь постановлений Органического закона о начальном образовании, по сведениям внимательных иностранных наблюдателей, было весьма ограниченным.

Органический закон содержал специальный раздел, предусматривавший открытие университета в Стамбуле. Такое решение было принято еще Советом по делам просвещения. И даже начали строить для него здание (с этой целью был приглашен архитектор из Италии). В Европу направили двух учителей для подготовки к преподавательской деятельности в университете. Но здание построили, а дальше этого дело в течение нескольких лет не продвинулось. Главная причина состояла в том, что в эти годы студенты ряда европейских городов участвовали в антиправительственных выступлениях. Послы Турции регулярно информировали об этом Порту, и она решила воздержаться от открытия университета.

Фуад-паша, став великим визирем, вновь вернулся к этому вопросу в 1862 г., но успеха не добился. Лишь в порядке частной инициативы начались чтения лекций по химии, физике, естественным наукам.

В 1867 г. в связи с тем, что в уже упоминавшейся французской памятной записке Порте рекомендовалось открыть университет для совместного обучения мусульман и немусульман, вопрос был сдвинут с мертвой точки, что нашло отражение в Органическом законе 1868 г.

Уже осенью 1869 г. в газетах было объявлено о записи в университет на три факультета. В течение нескольких дней более тысячи человек подали заявления; зачислено было 450 человек, из которых 80% составляли выпускники и учащиеся медресе. Официальное открытие университета состоялось 20 февраля 1870 г. Но оно отнюдь не означало начала его деятельности в предусмотренном законом объеме. Не было ни турецких преподавателей для чтения курсов, ни учебников, ни студентов, подготовленных для прохождения университетского курса. Зачисленные в университет не имели необходимых общеобразовательных знаний. Некоторые из них даже не умели читать и писать по-турецки, и руководству университета пришлось открыть для них подготовительные курсы.

Однако основное препятствие для функционирования университета создало мусульманское духовенство, начиная от шейх-уль-ислама и улемов и кончая учащимися медресе - софтами. В открытии университета духовенство усмотрело опасность существованию медресе и своему собственному. Оно ему напоминало события 1826 г., когда султан Махмуд II сперва начал создавать свое новое войско, а затем уничтожил янычарский корпус. Сильная оппозиция духовенства, поддержанного реакционным Абдул-Азизом, привела к закрытию университета в конце 1871 г.

В весьма ограниченном объеме университет начал свою деятельность в 1874 г. Он имел юридический факультет, инженерный класс и небольшое количество преподавателей.

Отметим еще одну проблему, которую искусственно в условиях господствующей в Турции системы фаворитизма создавали крупные сановники и высшие провинциальные власти. Проследим их действия ка примере основанной в 1859 г. Школы гражданских чиновников при великом визире Кыбрылслы Мехмед-паше. В этой школе молодые турки, учителями которых были большей частью турецкие подданные христиане и европейцы, в течение 2,5 лет получали знания, необходимые для работы в органах власти. Они изучали турецкий и французский языки, арифметику, геометрию, алгебру, географию, историю, гражданское и уголовное право, статистику, национальную экономику, естествознание. Успешно окончившие школу получали преимущество при занятии должностей в провинциальном административном аппарате. И хотя кандидатов на должность, прибывавших в назначенное место, вали встречал с распростертыми объятиями, оказывалось, что он уже отдал вакантную должность какому-нибудь из своих фаворитов. Так повторялось не раз - молодой специалист возвращался в Стамбул за новым назначением, ходил без работы, влезал в долги и в конце концов возвращался в столицу и устраивался где и кем мог - в качестве приказчика, продавца газет, учителя в какой-нибудь семье и т. д.

В целом следует констатировать, что светское образование среди мусульманского населения продолжало находиться на низком уровне, а для осуществления Органического закона требовалось время, большие ассигнования, благоприятные условия и хорошее централь­ное руководство. Ни одно из этих условий тогда не было обеспечено.

В ряде исследований ученых реформы в области просвещения значатся в числе основных среди тех, которые были задуманы и осуществлены выдающимся турецким государственным деятелем Мустафой Решид-пашой. Однако, как показывают факты, реальные итоги этих реформ были весьма скромными. Светских школ, начальных и средних, было создано мало, а подлинно новых по содержанию учебных программ и методам обучения - и того меньше. Основание университета осталось благим пожеланием. Монополия духовенства на просвещение населения не была серьезно поколеблена. Она по-прежнему осталась в руках улемов, христианских священников и раввинов.

И все же определенный прогресс в сторону светского образования был налицо. Реформаторы во главе с Решид-пашой сделали новые шаги по пути, на который стали еще Махмуд II и его единомышленники. Трудности продвижения по этому пути были огромны, и для их преодоления требовалось много десятилетий. Тем более значительны заслуги реформаторов эпохи Танзимата, которые вступили в борьбу с реакцией за реформы в области просвещения. И все же училища, созданные в Османской империи накануне и в эпоху Танзимата по европейскому образцу и с помощью европейских специалистов, воспитали сотни людей, получивших не только специальное образование европейского типа, но и знание иностранных языков, тем самым для этих людей был открыт доступ к достижениям европейской культуры, дан в руки инструмент для изучения социальных и государственных институтов, для освоения передовых для того времени духовных и материальных достижений буржуазных европейских стран. Решид-паша и его соратники просвещению умов придавали большое значение. Правда, результаты их усилий были скромными, но заметными. Именно перемены в области образования и процесс зарождения и развития новых социальных сил, которые были опорой реформаторов. Новая светская школа, новые веяния в сфере образования создали условия для формирования новой прослойки чиновничества, сознательно воспринимавшей и поддерживавшей комплекс реформаторских мероприятий, опиравшихся на европейский опыт.
Это были, как правило, люди, которых ломка традиционного для османских государственных деятелей представления о превосходстве Востока над Западом привела к убеждению, что «европеизация» - путь к прогрессу империи. Преодолев в своем сознании вековую убежденность в преимуществе всех мусульманских государственных, социальных и культурных институтов, эти представители новой бюрократии составили в период Танзимата реальную политическую силу, которая противостояла мощному лагерю феодально-клерикальной реакции, постоянно тормозившему дело реформ. К середине XIX в. все более определенно вырисовывается другая новая важная социальная прослойка, которой суждено было сыграть исключительную роль в деле борьбы за реформы. Молодая
турецкая интеллигенция    продукт второго периода Танзимата (с 60-х гг. XIX в.) становится, наиболее важной социальной опорой реформаторов и первых турецких конституционалистов, С рождением турецкой интеллигенции существенно возросла значимость сил, стремившихся к экономическому, политическому и культурному прогрессу Османской империи.
 

Объявления


Интересное

В отелях Стамбула появятся ледяные номера

В апреле 2010 г. компания Lofoten Tradng (Норвегия) открыла в торговом центре Forum Istanbul ледяной музей Magic Ice. За год...
Продолжение...

Голосования

Главная историческая личность Турции
 

Разделы

Главная
Турция
Города Турции
Соседи Турции
География Турции
Турецкая архитектура
Население Турции
Турецкая экономика в 20 веке
Экономика Турции в конце 20 века
История Турции
Турецкие султаны
Культура Турции до 14 века
Турецкая культура 14 - 17 веков
Турецкая культура 17 - 18 веков
Турецкая культура 18 - 19 веков
Турецкая культура в 20 веке
FAQ