Stanbul.ru

Музыка и ИЗО в 18 веке
Музыка и изобразительное искусство в Турции в период Танзимата
 В период Танзимата наметились новшества в музыкальном и изобразительном искусстве. В обществе рос интерес к искусству, в домах состоятельных граждан появлялись европейские музыкальные инструменты. На концерты приезжих европейских музыкантов и певцов помимо местных христиан стали ходить и турки. В 1834 г. в Стамбуле было открыто музыкальное училище, и с тех пор в увеселительных садах и парках столицы турецкий оркестр уже регулярно исполнял отрывки из произведений Доницетти, Мейербера, Верди, Гайдна, Россини.

В 1846 г. во дворце Абдул-Меджида дал концерт знаменитый венгерский пианист и композитор Ференц Лист. С приобщением к западной музыкальной культуре турецкие композиторы и исполнители перешли на современную нотную запись музыкальных и вокальных произведений.
Драматизм истории турецкого художественного искусства состоял в том, что в XIX в. оно было отгорожено стеной религиозных предрассудков от достижений западного искусства. Включение уроков рисования в программы новых школ было важным новшеством для Турции.

В 1860-1870-х гг. в Турции сложилась группа живописцев (Хюсню Юсуф, Ибрагим-паша, Ахмед Шекиб-паша, Саид-паша), большинство которых училось в Париже и находилось под влиянием французских художников.

Первые турецкие художники - выпускники военных школ - являлись баталистами и маринистами. Образовав­шийся прорыв между традициями средневекового турецко­го искусства и достижениями западноевропейских пластических искусств был огромен. Турецкий художник как бы неожиданно оказался перед богатством этих достижений, увидел, какие безграничные возможности таятся в искусстве, воспевающем человека, его духовную красоту, прекрасное многообразие природы. Кроме того, без всякого перехода от плоскостной трактовки форм и орнаментального декоративизма он должен был овладеть техникой живописи маслом, графикой, темперой, гуашью, перспективой, светотенью, заново научиться ваянию. Это был настоящий переворот в изобразительном искусстве.

Первые работы турецких художников (преимущественно пейзажи Стамбула и картины на исторические сюжеты) имели некоторые черты миниатюр: четкость очертаний, яркость красок. Портретная живопись в то время запрещалась (мусульманских женщин даже в чадре вплоть до Первой мировой войны нельзя было писать). Существовали ограничения и для пейзажистов. Разрешалось работать только около дворцов, у берега моря. Не подобало рисовать в многолюдных местах, например на базаре. Написать мечеть Айя-София можно было лишь с разрешения властей.

Художники и учащиеся не получали от правительства помощи и работали в неимоверно тяжелых условиях. Выставок первое время не было, картины не продавались, а лишь дарились султану и знатным лицам.

В 1874 г. художник Ахмед Шакиб организовал первую выставку живописи. В 1876 г. открылась вторая выставка, на которой были представлены картины Ахмеда Шекиба, Сеид-бея, Коче-заде эфенди и других художников.

В 1877г. в Стамбуле открылась Школа изящных искусств, выпускники которой совершенствовали свое мастерство в Европе, продолжали уже начатые традиции изобразительного искусства в Турции. Широко известными

за пределами османского государства стали картины Османа Хамди «У писца», «У оружейника», «Женщины в гареме» и др., который уже смело изображал людей, сочетал реалистический метод с отдельными приемами миниатюры. Развитие живописи Турции связано также с творчеством Намыка Исмаила, Али Риза-бея, Ибрагима Чаллы, Сами Хикмета, обращавшихся к различным жанрам и использовавших реалистические достижения западноевропейских художников (Делакруа, Коро). В это время появились натюрморты и портретная живопись.

Все это свидетельствует о том, что в культурной политике османского государства и в культурной жизни турецкого общества возникли устойчивые светские тенденции. По существу своему они были буржуазными и выражали потребности прогрессивного развития страны, ломку социальных институтов и традиций феодально-теократической империи.
 

Объявления


Интересное

Турецкий органический закон о высшем образовании

2 сентября 1869 г.  был опубликован обширный «Органический закон о всеобщем образовании», детально регламентировавший структуру всей сети народного образования от...
Продолжение...

Голосования

Главная историческая личность Турции
 

Разделы

Главная
Турция
Города Турции
Соседи Турции
География Турции
Турецкая архитектура
Население Турции
Турецкая экономика в 20 веке
Экономика Турции в конце 20 века
История Турции
Турецкие султаны
Культура Турции до 14 века
Турецкая культура 14 - 17 веков
Турецкая культура 17 - 18 веков
Турецкая культура 18 - 19 веков
Турецкая культура в 20 веке
FAQ