Stanbul.ru

Намык Кемаль
Намык Кемаль, турецкий философ
 Идейным преемником Ибрагима Шинаси выступил Намык Кемаль (1840-1888). Аристократ по происхождению, он становится одним из лидеров конституционного движения «Новых османов». Для философских и общественно-политических взглядов Н. Кемаля характерно переплетение мусульманской догматики и идей европейского Просвещения. Воспринятые писателем применительно к современным ему конкретным условиям принципы общественного договора Ж. Ж. Руссо и идеи государственного управления Монтескье и К.Ф. Вольнея (трактат Руссо «Общественный договор», «О духе законов» и т.д.) уживались у него с апологетикой ислама, а патриотические идеи - с утверждением господства турецкой нации над другими народами Османской империи.

Н. Кемаль почти не имел образца в турецкой литературе в поисках методов и средств изображения быта, характеров, пейзажа, передачи собственных чувств и мыслей. По существу каждое произведение Н. Кемаля было для турецкой литературы завоеванием в области художественно-изобразительного решения.

Н. Кемаль пробует свои силы в разных жанрах. В поэзии он использует в основном старые формы, вкладывая в них новое общественно значимое содержание. Его уже не могут удовлетворить воспетые Шинаси танзиматские реформы. Он критикует царящий в стране произвол, обвиняя султанское правительство в беззакониях и насилии над народом. В то же время, как и все просветители, он понимает идеалы равенства и свободы, весьма абстрактно идеализирует буржуазный парламентаризм. В страстные строки поэта, большая часть которых распро­странялась в списках и увидела свет лишь после младотурецкой революции, вторгаются и панисламистские мотивы, мотивы, усиливающиеся во втором периоде его творчества, приходящемся на годы абдул-хамидовской реакции.

Пропагандируя задачи новой литературы, ее общественное назначение, Н. Кемаль стремился прежде всего разрушить традиционную литературную систему. Он ополчается на старую поэзию, утверждая, что она непонятна и чужда народу, на дотанзиматскую прозу, как «не имеющую ничего, общего с подлинной литературой», отрицает и традиционный театр. Роль национальной традиции, подготовившей почву для освоения просветительской идеологии Запада и рождения новой литературы, Н. Кемаль еще не осознавал.

Н. Кемаль не увлекался разработкой фольклорных форм, но использовал сказочные по сюжету произведения османской литературы. Особое значение писатель придавал драматургии, новому театру и, требуя, чтобы театр непременно «воспроизводил жизнь», называл его «самым полезным из всех развлечений» (Н. Кемаль участвовал в основании первого турецкого театрального общества в 1872-1873 гг.).

В своем драматургическом творчестве (им написано шесть пьес) Н. Кемаль тяготеет прежде всего к романтической драме. Первая созданная им пьеса «Родина», или «Силистрия» (1873), действие которой происходит во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг., пронизана патриотическими идеями. В образе главного героя, офицера турецкой армии с символическим именем Ислам-бей, выступающего рупором авторских идей, драматург патетически воспевает родину, ратные подвиги под знаменем ислама.

Кардинальные проблемы своего времени поднимает Н. Кемаль и в других своих пьесах. Против женского неравноправия — одного из самых больных для турецкого общества вопросов, насильственных браков, деспотической зависимости взрослых детей от родителей - он выступает в социально-бытовой (мещанской) драме «Несчастное дитя» (1873); проблеме взаимоотношения правителя и народа, народного возмездия посвящает драму «Гюльнихаль» (1875).
Пьеса «Гюльнихаль» — яркое явление турецкого прогрессивного романтизма в литературе Танзимата. Ее можно назвать лучшим произведением всей литературы эпохи. Пафос антифеодальной борьбы, страстный протест против тирании, тема романтической любви - все это воплощено в интересном памятнике турецкого просветительства. Особое значение пьеса приобретает еще и потому, что в ее основе - современная автору действительность. Н. Кемаль запечатлел яркую, романтически окрашенную картину изнывающей под гнетом тирании родины, писал о том, что пламя деспотизма сжигает страну, дым от пожарищ рассеивает стоны бедняков, невинная кровь течет потоком, тысячи матерей, отцов оделись в траур по своим детям, тысячи детей оплакивали смерть отцов и матерей, трудолюбивые земледельцы умирали с голоду. Такова была правда жизни, отображенная романтиком.

Краткое содержание драмы: правитель одной из провинций Османской империи Каплан-паша - ненавистный народу деспот. Он готов залить кровью всю страну, истребить весь народ. Каплан-паша ненавидит своего двоюродного брата Мухтара. Мухтар-бей любимец народа, человек образованный и гуманный. Любит Мухтара и юная Исмет-ханым. Исмет - сирота. Она также состоит в родстве с Каплан-пашой. Ее единственная опора и защита - рабыня Гюльнихаль. Гюльнихаль человек сильных страстей.

Каплан-паша решает расправиться с Мухтаром и заточает его в темницу. Деспот домогается любви Исмет. Чтобы спасти Мухтара и уберечь Исмет, Гюльнихаль уговаривает девушку обручиться с тираном. Гюльнихаль помогает освободить Мухтара из тюрьмы. Народ изнывает от бесправия и гнета. Он готов подняться на восстание против деспота и призывает Мухтара стать во главе. Мухтар отправляется за фетвой, разрешающей убийство тирана. Заканчивается драма смертью Гюльнихаль. Ее закалывает кинжалом Каплан-паша. Но и его ждет смерть. Заговорщики торжествуют, тиран повержен и уничтожен.

В пьесе «Гюльнихаль» Н, Кемаль изображает не только личную драму героев, но и драму целого народа. Автор ставит вопрос о свободе чувств, о положении народа, о борьбе с тиранией: «Когда зло достигло таких пределов, нет другого средства предотвратить беду, как применить насилие, - говорит Гюльнихаль. - Народ готов к восстанию. У одного тираны отца убили, у другоко -сына повесили, у третьего - жену обесчестили или дочь увезли. Насилие, грабеж. Весь народ разорили... И хочет каждый от беды спастись. Никто души своей не пожалеет, чтобы спокойной жизнью зажить». Турецкий просветитель изобличает правителей-тиранов, угнетателей народа. Он показывает не только возможность, но и правомерность, необходимость физического уничтожения тирана, носителя произвола и беззакония. Романтический вымысел пьесы основывается на обстоятельствах из турецкой феодальной действительности.

Драма «Гюльнихаль» строится на контрастах. Здесь есть столкновение высокого и низкого, добра и зла, любви и ненависти. Герои драмы - Гюльнихаль, Исмет и Мухтар - любят, борются, они поднимают мятеж против тирании, гнета и побеждают - тиран повержен. Так решает писатель -просветитель, писатель-романтик. Романтическая драма, литература турецкого просветительства выполняет «миссию национальную, общественную, человеческую».

Следует подчеркнуть вклад Н. Кемаля наряду с другими писателями-просветителями Турции в развитие родной литературы, в формирование ее фундамента. Н. Кемаль уверенно и серьезно осваивал европейскую литературную традицию и создал первые образцы самобытных по стилю произведений, имевших огромное значение в формировании национального, эстетического и общественного сознания турок.

Историческую основу драмы «Джеляледдин - шах Хорезма» (1882) составляют события XIII в. - нашествие Чингисхана на Среднюю Азию, но трактуются они в связи с задачами современности и призваны иллюстрировать декларируемую автором идею о том, что только просвещенный правитель и ислам могут спасти родину от иноземного закабаления. Примечательно предисловие к этой драме, в котором Н. Кемаль, опираясь на литературный манифест, предпосланный Виктором Гюго к «Кромвелю», излагает принципы романтического искусства. В условиях ускоренного развития турецкой литературы, когда тенденции разных направлений классицизма, сентиментализма и романтизма утверждаются почти одновременно, именно романтизм становится ведущим художественным методом. В творческой практике Кемаля романтическая доминанта проявляет себя особенно ярко.

Н. Кемаль выступает новатором и в области прозы. Он значительно расширяет идейно-художественные возможности традиционных жанров - социальной утопии (созданная под воздействием «Руин» Вольнея утопия Н, Кемаля «Сон» утверждает веру в грядущее царство Свободы), исторического трактата (например, «Разрозненные листы» - серия исторических очерков-биографий турецких султанов и деятелей ислама, идеализированные образы которых являлись воплощением просветительских представлений о просвещенном правителе), полемического памфлета («Возражение Эрнесту Ренану», прославляющее историческую миссию ислама в национальном самоопределении) и др.

Крупнейшие прозаические произведения Н. Кемаля - два его романа - социально-бытовой «Приключения Али-бея» (1876) и исторический, оставшийся незавершенным -«Джезми» (1880). Оба романа, являющиеся первыми образцами этого жанра в турецкой литературе, пронизаны просветительским дидактизмом. Вместе с тем назидание соединено в прозе Н. Кемаля с повышенным интересом к стихии чувства и этот интерес идет в основном уже в русле сильны и опираются, как и в драмах писателя, на принципы романтической эстетики. Печальная история благородного и чувствительного юноши, попавшего в сети коварной куртизанки («Приключения Али-бея»), получает в романе расширительную трактовку, за моральным конфликтом видится его общественная обусловленность, противопоставление идеала и действительности.

В историческом романе «Джезми», действие которого разворачивается в XVI в., автор стремится обосновать право народа на свержение тирана, утвердить идеал справедливо­сти. Этот идеал олицетворяет в романе предводитель крымского воинства Адыл Гирей, попавший во время турецко-иранской войны в плен в иранскому шаху. Значительное место отводится здесь связанным с политиче­ским заговором дворцовым интригам, объектом которых становится Адыл Гирей. С последними переплетается и любовная линия романа, подчиненная общей нравоучительной заданности произведения. И хотя строится эта линия по готовой схеме и герои призваны иллюстрировать те или иные нравственные принципы, в романе нельзя не обнару­жить подступы к психологическому осмыслению их поведения.
 

Объявления


Интересное

Шахид, фото шахидов капур, дагестанские и чеченские шахиды, пояс шахида

Шахид – это термин у мусульман, обозначающий мученика за веру. Дословный перевод – человек, погибший с молитвой шахада на устах...
Продолжение...

Голосования

Главная историческая личность Турции
 

Разделы

Главная
Турция
Города Турции
Соседи Турции
География Турции
Турецкая архитектура
Население Турции
Турецкая экономика в 20 веке
Экономика Турции в конце 20 века
История Турции
Турецкие султаны
Культура Турции до 14 века
Турецкая культура 14 - 17 веков
Турецкая культура 17 - 18 веков
Турецкая культура 18 - 19 веков
Турецкая культура в 20 веке
FAQ