Stanbul.ru

Абдулхак Хамид
Абдулхак Хамид, турецкий драматург
 Драматургией занимался и Абдулхак Хамид (1852-1937). Аристократ по происхождению, блестяще знавший иностранные языки и по долгу дипломатической службы отца, а затем и своей много живший за границей (во Франции, Иране, Греции, Индии, Англии, Бельгии, Австрии) А. Хамид шел, говоря его словами, «тем же путем», что и его друг и наставник Н. Кемаль, но шел «медленнее из-за боязни оступиться при спешке».

В драматургическом творчестве, представленном разными жанрами, А. Хамид открыто выступает в защиту просветительских идеалов. В социально-бытовой драме «Чувствительная девушка» (1875) он поднимает проблему женского равноправия; идейный стержень политической трагедии «Нестерен» (1876) - протест против деспотизма и защита равенства людей. В аллегорической драме в стихах «Либерте» (1876) заключенная Деспотом в темницу Свобода рвется с помощью Либерала к своему возлюбленному народу, полная уверенности в том, что «настанет день, и народ сокрушит тиранов».

Тираноборческие мотивы характерны и для трагедии А. Хамида «Тарык, или Завоевание Андалузии» (1876). Конфликт чувства и патриотического долга положен в основу трагедий «Сарданапал» (1875), «Тезер» (1878) и «Эшбер» (1880) — события последней относятся к истории похода Александра Македонского в Индию. С историческим материалом Хамид обращается свободно. Историческая тематика неизменно служит задачам современности, уроки прошлого воспринимаются как назидание и предос­тережение. Связывая борьбу за национальный подъем с укреплением ислама, он прославляет былое могущество стран Востока, завоевательные походы арабов («Тезер», «Иезифе», «Тарык»); образы арабских правителей олицетворяют новый идеал просвещенного государя.

Антиколониальная направленность характеризует романтическую драму в стихах и прозе «Индийская девушка» (1875), осуждающую произвол колонизаторов-англичан, угнетающих индийский народ.

Ревностный поклонник западноевропейской литературы, А. Хамид осваивает ее традиции активно и многосторонне. В своих политических трагедиях он тяготеет к французскому классицизму, трагедиям Корнеля и Расина. Идейно-художественный опыт западноевропейских драматургов преломляется в свете тех задач, которые ставятся им перед родной литературой. Турецкая драма делает свои первые шаги, но эти шаги, ускоренные и вместе с тем уверенные, позволяют ей выдвинуться в 1870-е гг. на первый план и стать наиболее яркой выразительницей просветительских идеалов.

Другой известный поэт той поры, Абдулхак Хамид, создал в период пребывания на дипломатической службе в Париже драматическую поэму «Свобода», он оказался надолго в опале, под постоянным надзором султанского двора. Эта поэма, подобно стихам Тевфика Фикрета, обличала деспотизм и прославляла свободу. В ее главных героях - Деспоте и Либерале - легко угадывались Абдул Хамид II и Мидхат-паша. Коварство Деспота, прикинувше­гося свободолюбивым правителем, а затем лишившего народ Свободы и заточившего ее в тюрьму, однозначно воспринималось читателем той поры как осуждение действий султана в борьбе с первыми турецкими конституционалистами.

Абдулхаку Хам иду принадлежат поиски новых путей развития турецкой поэзии. Уже в ранних своих стихах, относящихся к первой половине 1870-х гг., Абдулхак Хамид заявляет о себе как о поборнике французского романтизма. Юношеской восторженностью отмечены стихи сборника «Мои безумства», или «Город» (опубликован лишь в 1886 г.), вобравшие в себя парижские впечатления поэта. В стихах, вошедших в драму «Индийская девушка» (1875) и сборник «Пустыня» (1879), он воспевает патриархальные нравы и природу, часто экзотическую. После тяжелого потрясения - смерти молодой жены - в лирику поэта надолго входят темы скорби, бессилия перед судьбой (поэмы «Могила», 1885; «Умершая», 1885; сборники «Это они», 1880; «Покои новобрачных», «Страдание отвержен­ной», 1886 и др.), которые, усиливая трагический разлад лирического героя с действительностью, включают в себя мотивы богоборчества и социального протеста.

Под воздействием французских романтиков Гюго, Ла-мартина, Мюссе Хамид приступает к реформе турецкого стиха. Затронувшая некоторые аспекты его рифмической ритмико-метрической организации, она, при всей своей непоследовательности, нанесла сильный удар традиционной системе аруза, открыв новые возможности для более глубокого и непосредственного выражения личных чувств. В своих художественных поисках поэт обращался и к народным размерам, и позднее - уже в XX в. - к свободному стиху.
 

Объявления


Интересное

Золотой век турецкой художественной литературы

Одним из важнейших проявлений турецкой культуры в средние века стала литература. Письменная художественная литература развивалась как продолжение сельджукской. Ей были...
Продолжение...

Голосования

Главная историческая личность Турции
 

Разделы

Главная
Турция
Города Турции
Соседи Турции
География Турции
Турецкая архитектура
Население Турции
Турецкая экономика в 20 веке
Экономика Турции в конце 20 века
История Турции
Турецкие султаны
Культура Турции до 14 века
Турецкая культура 14 - 17 веков
Турецкая культура 17 - 18 веков
Турецкая культура 18 - 19 веков
Турецкая культура в 20 веке
FAQ