Stanbul.ru

Самипаша Сезаи
Самипаша Заде Сезаи, турецкий писатель

 Значительным событием литературной жизни 1880-х гг. стал роман Самипашазаде Сезаи (1858-1936) «Злоключения» (1887), повествующий о трагической истории рабыни-черкешенки. Своим открытым протестом против рабства роман перекликается со знаменитой «Хижиной дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу. Продолжая традиции писателей Танзимата, Самипашазаде Сезаи стремится показать антигуманность самого принципа порабощения человека человеком. И свою задачу решает уже в значительной степени в реалистической манере, выписывая правдиво не только бытовой фон, но и в значительной степени человеческие характеры. В романе переплетаются реалистические и романтические черты, что характерно для начальной стадии формирования реалистического метода.

Новый этап на пути к реалистическому методу изо­бражения жизни ознаменовали собой рассказы Самипаша­заде Сезаи (сборник «Пустячки», 1890 и др.). Это короткие рассказы о впервые замеченном турецкой литературой «маленьком человеке» и о мелочах жизни, «пустячках», за которыми видятся тяжелые незадавшиеся судьбы, жестокие разочарования, обманутые надежды.

В конце 1880-х гг. начинают свой творческий путь талантливые прозаики Набизаде Назьш (1864-1893), автор первой повести о тяжелой доле турецкого крестьянина «Кара Бибик» (1890) и.романа «Зехра» (1893), и Халид Зия Ушаклыгиль (1866-1945), выступивший в это время со своими первыми рассказами и романами «Немиде» (1889), «Дневник мертвеца» (1889), «Запретная любовь» (1890). В рамках жесточайшей абдулхамидовской цензуры появлялись все же отдельные произведения, критикующие существующую турецкую действительность. В частности, в романах Зии Ушаклыгиля «Голубое и черное», «Разбитые жизни», во многих рассказах о жизни простых людей мы видим протест против действительности, отвращение к ней, чувство глубокой безысходности, пессимизм, которые подводили читателя к критическому восприятию окружающей действительности, будили в нем чувство ненависти к злу и его носителям. Творчество этих писателей, идейно-эстетические установки которых складываются под воздействием позитивистской философии и натуралистиче­ских концепций Золя и братьев Гонкур, приходится в основном на более поздний (с начала 1990-х гг.) период истории турецкой литературы.

Таким образом, турецкие писатели XIX в., сторонники и защитники новой литературы, воспитанные в основном на образцах западноевропейской культуры, в борьбе против догматов восточно-феодальной идеологии еще не обрели национальной самобытности, которая рождается лишь при широком обращении к жизни своей страны, своего народа.

 

Объявления


Интересное

Восточники и западники в Турции

«Западники» объединялись вокруг Реджанзаде Махмуда Экрема (1847-1914), последователя традиций Абдулхака Хамида, развивавшего одну из более умеренных линий романтизма. Родился в...
Продолжение...

Голосования

Главная историческая личность Турции
 

Разделы

Главная
Турция
Города Турции
Соседи Турции
География Турции
Турецкая архитектура
Население Турции
Турецкая экономика в 20 веке
Экономика Турции в конце 20 века
История Турции
Турецкие султаны
Культура Турции до 14 века
Турецкая культура 14 - 17 веков
Турецкая культура 17 - 18 веков
Турецкая культура 18 - 19 веков
Турецкая культура в 20 веке
FAQ