Stanbul.ru

Сатира Намыка Кемаля
Сатира турецкого писателя Намыка Кемаля
 Подлинным гимном свободе и борьбе с абсолютизмом звучало на протяжении почти полувека сочинение Намыка Кемаля «Сон», а также его «Письма из Магосы», написанные автором во время его пребывания в заточении в цитадели г. Фамагусты (по-турецки Магоса) на Кипре, продолжавшемся более трех лет (1873-1876 гг.).

«Сон» - небольшое прозаическое произведение, пол­ное метафор и аллегорий, написано Н. Кемалем в эмиграции. Опубликовано было лишь накануне младотурецкой революции и неоднократно печаталось после ее победы. Но оно получило широкое (тайное) распространение в сотнях списков в последние десятилетия XIX в.

Воображаемое сновидение автора в майскую ночь 1872 г. относится к периоду, когда Н. Кемаль, вернувшись из эмиграции, особенно остро ощущал произвол и бесправие, царившие в его стране. Ему, точнее герою поэмы, предстал во сне некий ангел или фея, закованная в цепи, которые распадались все больше с каждым ее шагом вперед. И Кемаль восторженно писал, что, глядя на эту фею, он понял, что перед ним олицетворение Свободы, о которой он мечтал. Эта «фея Свободы» с высокой скалы призывала людей к пробуждению, к борьбе за лучшее будущее.
«Сон» Н. Кемаля представляет собой один из лучших образцов турецкой политической публицистики того времени, в котором художественность образов подчеркива­ла и усиливала идеи автора. Со страниц «Сна» звучал страстный призыв к свободе и патриотизму, экономическому и культурному прогрессу страны. Яркая публицистичность «Сна» проявилась и в его заключительных строках.

Пробудившись от своих грез и поняв, что это был лишь сон, герой вновь и вновь пытается в него погрузиться, но, увы, безрезультатно.

Особенно сильна публицистическая сторона «Писем из Магосы». Писатель горячо протестовал против произвола, жертвами которого стали многие узники цитадели, среди которых был даже шейх Ахмед - один из руководителей Кюлелийского заговора 1859 г. (заговор возник под религиозными знаменами ислама и имел целью свержение султана Абдул-Меджида, ликвидацию реформ и новых порядков, основанных на уравнении в правах мусульман и немусульман, что, по мнению заговорщиков, противоречило шариату и т. д.). Открытым вызовом султанскому абсолютизму звучали слова Намыка Кемаля, лишенного правительством титула бея, о том, что народ называет его «преданным родине». Этот титул он считает для себя более почетным.
В острой сатирической форме бичевал Н. Кемаль административный и судебный произвол в своей стране, обличал деспотизм, показывал бедственное положение, в котором оказалась страна. Он гневно писал о том, что высокопоставленные лица империи бросают в тюрьмы, подобные Магосской, многих невинных людей даже без всякого следствия и суда. Османскую империю Кемаль сравнивал с местом своего заключения, говоря, что Магосская крепость миниатюрное отображение всей Османской империи. Подобные мысли, содержащиеся в письме заточенного в тюрьму популярного поэта и писателя, несомненно, сыграли немалую роль в распространении антиабсолютистских идей в Османской империи второй половины XIX в., повлияли и на дальнейшее развитие турецкой политической публицистики.

К публицистическим произведениям II. Кемаля относится и его «Возражение Ренану». Это сочинение примечательно главным образом как выражение стремления доказать совместимость идей социального и культурного прогресса с нормами ислама. Намык Кемаль полемизирует в нем с французским академиком Эрнестом Ренаном, который выступил с лекцией «Ислам и просвещение». Текст лекции был позднее опубликован и стал, по словам Кемаля, «с некоторых пор предметом обсуждения для прессы» (разумеется, европейской). Публицистический пафос сочинения Н. Кемаля направлен против утверждения Э. Ренана о том, что ислам является препятствием на пути развития знаний и просвещения. Возражая Э. Ренану, он доказывал, что догматы ислама отнюдь не препятствуют развитию науки, в частности изучению математики и других точных наук. При этом автор прибегал к историческим примерам, свидетельствовавшим о высоком уровне научных знаний у мусульманских народов в ряде стран (Ибн-Сина, аль-Фараби, Улугбек, Ибн Халдун и др.). Кемаль защищал не только свою религию, но и комплекс традиций, которые конституционалисты 1860-1870-х гг. стремились взять на вооружение в борьбе за реформы. Его аргументация в споре с Ренаном выглядела достаточно поверхностной и слишком эмоциональной.
 

Объявления


Интересное

Турецкие театры в 18 - 19 веках

Все больше расширялось знакомство с культурными достижениями буржуазной Европы. Представители новых для Османской империи профессий (преподаватели светских учебных заведений, военные...
Продолжение...

Голосования

Главная историческая личность Турции
 

Разделы

Главная
Турция
Города Турции
Соседи Турции
География Турции
Турецкая архитектура
Население Турции
Турецкая экономика в 20 веке
Экономика Турции в конце 20 века
История Турции
Турецкие султаны
Культура Турции до 14 века
Турецкая культура 14 - 17 веков
Турецкая культура 17 - 18 веков
Турецкая культура 18 - 19 веков
Турецкая культура в 20 веке
FAQ