Stanbul.ru

Хайреддин Паша
Хайреддин Паша, турецкий сановник
 Если источником, питавшим «Письмо» Фазыл-паши, можно во многом считать европейские буржуазные идеи правопорядка, то несколько иной источник вдохновения был у Тунуслу Хайреддин-паши. Он тоже принадлежал к высшим османским сановникам. Черкес по происхожде­нию, Хайреддин еще мальчиком был увезен из родных мест и продан в рабство. Вскоре он попал в дом вали Туниса, где воспитывался и рос наравне с сыновьями хозяина. Изучал мусульманское и европейское право, французский язык. Служа в Тунисе, находившемся под властью турецкого султана, занимал ряд значительных постов, получил ранг визиря. Подолгу жил в Европе, главным образом во Франции, бывал в Англии, Голландии и в некоторых других странах. В 1877 г. из-за разногласий с тунисским беем Хайреддин-паша перебрался в Стамбул, где вскоре оказался в числе столичной бюрократической элиты. В 1879 г. около семи месяцев занимал пост великого визиря.

Судя по отзывам современников, это был образованный человек, отлично владевший арабским и французским языками, знавший историю как мусульманских народов, так и Европы.
 
Примечательно, что он, заняв пост великого визиря, взял на себя смелость протестовать против вмешательства дворцовой камарильи в государственные дела и даже неоднократно говорить в присутствии султана о необходимости улучшения управления страной. Он также пытался советовать султану «усовершенствовать конституцию, создать ответственный и солидный кабинет министров, вновь созвать палату депутатов» и писал ему докладные по этим вопросам.
Абдул Хамид II предпочел избавиться от сановника, пытавшегося вернуть империю к кратковременной поре конституционного правления. Хайреддин-паша был смещен с поста великого визиря.

Наиболее полно свои воззрения на государственное устройство Хайреддин-паша представил в сочинении «Реформы, необходимые для государств мусульманских», ставшем в то время широко известным.

Сочинение написано на арабском языке, было издано в переводе на французский в Париже в 1868 г. Вскоре оно было переведено и на турецкий с арабского оригинала и издан в Турции в 1879 г., когда Хайреддин-паша находился у власти.

Автор пишет об отставании мусульманских стран от Европы, прогресс которой «достигнут с помощью знания, а развитию знаний способствовали политические институты, основанные на справедливости и свободе». Автор считает, что невозможно добиться прогресса, копируя лишь экономические институты, без использования также опыта европейских политических учреждений. Хайреддин-паша выступает за определенный контроль действий монарха.

Процветание и счастье нации может иметь место только в результате взаимопонимания и единения просвещенных представителей класса улемов и опытных государственных деятелей. В своих рассуждениях автор постоянно опирается на авторитет ислама.

В отличие от Мустафы Фазыл-паши он не связывает прямо улучшение государственных дел с использованием европейского опыта, а лишь говорит о возможности достижения аналогичных результатов, но только на основе традиций ислама.

Абдул Хамид II предпочел избавиться от сановника, пытавшегося вернуть империю к кратковременной поре конституционного правления. Хайреддин-паша был смещен с поста великого визиря.

Наиболее полно свои воззрения на государственное устройство Хайреддин-паша представил в сочинении «Реформы, необходимые для государств мусульманских», ставшем в то время широко известным.

Сочинение написано на арабском языке, было издано в переводе на французский в Париже в 1868 г. Вскоре оно было переведено и на турецкий с арабского оригинала и издан в Турции в 1879 г., когда Хайреддин-паша находился у власти.

Автор пишет об отставании мусульманских стран от Европы, прогресс которой «достигнут с помощью знания, а развитию знаний способствовали политические институты, основанные на справедливости и свободе». Автор считает, что невозможно добиться прогресса, копируя лишь экономические институты, без использования также опыта европейских политических учреждений. Хайреддин-паша выступает за определенный контроль действий монарха.

Процветание и счастье нации может иметь место только в результате взаимопонимания и единения просвещенных представителей класса улемов и опытных государственных деятелей. В своих рассуждениях автор постоянно опирается на авторитет ислама.

В отличие от Мустафы Фазыл-паши он не связывает прямо улучшение государственных дел с использованием европейского опыта, а лишь говорит о возможности достижения аналогичных результатов, но только на основе традиций ислама
 

Объявления


Интересное

Турецкий архитектор Кейсерили Эфенди

Из построек «эпохи тюльпанов» («лале  деври») особую известность получил загородный стамбульский дворец Саадабад («Обитель счастья»). Он не сохранился, но по...
Продолжение...

Голосования

Главная историческая личность Турции
 

Разделы

Главная
Турция
Города Турции
Соседи Турции
География Турции
Турецкая архитектура
Население Турции
Турецкая экономика в 20 веке
Экономика Турции в конце 20 века
История Турции
Турецкие султаны
Культура Турции до 14 века
Турецкая культура 14 - 17 веков
Турецкая культура 17 - 18 веков
Турецкая культура 18 - 19 веков
Турецкая культура в 20 веке
FAQ