Stanbul.ru

Традиционализм и модернизация турецкого общества
Модернизация в Турции, детская подростковая одежда, подростковая одежда из Турции, одежда подростков

 В 1920-1930-е гг. во многих сферах жизни турецкого общества были проведены реформы, инициатором, руководителем и пропагандистом которых выступил первый президент Турецкой Республики Мустафа Кемаль-паша (Ататюрк; 1881-1938). Многие идеологические установки кемализма и культурная программа были разработаны и обоснованы в трудах известного турецкого философа, социолога, культуролога Зии Гек Алпа (1876-1924), скончавшегося в самом начале становления Турецкой Республики - в 1924 г., а также Юсуфа Аксура, Ахмеда Агаоглу (Агаева) и др. Интерпретируя наиболее актуальные идеи Зии Гек Алпа и других мыслителей, Кемаль-паша определил такие вехи в политической жизни Турции, как европеизация, национализм (независимость), этатизм (активное участие государства в экономической жизни общества), паицизм (секуляризм), революционность, народность.

Зия Гек Алп отстаивал возможность совместимости столь разнородных христианского и исламского начал, он был одним из первых мусульманских мыслителей, который понял необходимость разделения религиозных и государственных институтов, говорил о секуляризации этики, права, философии и других сфер духовной жизни. Анализируя европейский опыт, ученый считал, что религия в странах Запада не проиграла от размежевания и разделения этих сфер. Напротив, именно тогда она смогла стать силой, выполняющей собственную функцию. Ислам не смог стать в полной мере такой силой, выполняющей исключительно религиозные функции, не зависимые от государственных рамок. Он писал, что для того, чтобы понять силу исламской религии, необходимо изучать эту религию в Индии, Египте, Китае, на Яве, а также в тюркских землях под управлением России. Тогда, по его мнению, можно заметить, что слитность религии с государством не дала Турции никаких преимуществ, самой же религии такое обстоятельство нанесло ущерб, поскольку ислам начал терять свою жизнеспособность тогда, когда он слился с политической системой и сам стал формализованной правовой системой, закрытой от иджтихада (иджтихад - согласованное мнение членов религиозной общины).

Если сторонники «вестернизации» считают необходимым перенесение на национальную почву западных ценностей в области политики, экономики, культуры, то традиционалисты ратуют за замкнутость восточных обществ, сохранение культурных традиций от какого-либо чуждого влияния. Они, естественно, отрицают совместимость западной и восточной цивилизаций, их взаимовлияние и взаимообогащение. Турецкий теоретик культуры И. Кафиоглу считает, что турецкое и европейское общества имеют ярко выраженные различия в социальном, моральном,   религиозно-философском смысле. «Тлетворное» иностранное влияние на Турцию отмечает  известный турецкий прозаик К. Тахир, имея ввиду, в первую очередь, американское   «проникновение» после Второй мировой войны. Писатель идеализирует средневековую Турцию, её подростковую одежду. И в качестве одной из причин отсталости своей страны К. Тахир считает забвение национальных    традиций. Понятно, что процесс вестернизации, как правило, протекает не просто. Турция, в которой западные ценности с переменным успехом внедряются уже два столетия, не стала страной на западный лад, хотя, возможно, в разное время руководители страны и хотели этого.

Нет ислама, как нет и христианства вне конкретного историко-культурного этапа развития не только конкретно­го общества, но и народа. Консерватизм и радикализм, традиционализм и модернизм на турецкой почве — по сути тупиковые пути. Соотношение между традицией и реформой всегда обусловлено реалиями конкретного общества в конкретной эпохе. Необходимо знать собствен­ные традиции, знать историю развития специфических тюркских социальных, мусульманских институтов, что помогло бы приспособить их к новым жизненным реалиям и оценить, в какой мере они могли бы взаимодействовать с элементами современной западной цивилизации.

Идеологи консервативного турецкого национализма, выступая в защиту традиционных культурных ценностей против проникновения в страну западной культуры и идеологии, препятствуют приобщению народа к прогрессивным идеям, стремясь оторвать турецкий народ откультурных общечеловеческих ценностей, их творческогоосвоения. Искусствовед Ф. Берке отмечает несовместимость    культуры мусульманского Востока, в том числе турецкой, с культурой Запада, приводя в качестве аргумента религиозный фактор и забывая, например, о подростковой одежде.

В течение многих десятилетий вопрос о совместимости ислама и европейских цивилизаций был острейшей проблемой для турок и других мусульманских народов. В XIX в. ему отдали дань такие видные деятели турецкой культуры, как Намык Кемаль, Джевдет-паша, а также известные политические лидеры. В младотурецкой партии «Единение и прогресс» и на страницах «вольной» прессы в конце XIX - начале XX в. происходили дискуссии по вопросу о совместимости мусульманской и европейской цивилизаций.

Младотурецкие лидеры во втором десятилетии XX в. пытались воплотить в жизнь некоторые идеи З.Г. Алпа, направленные против элементов теократии в государственном управлении. В частности, шейх-уль-ислам был введен в состав кабинета министров, шариатские суды были отделены от ведомств шейх-уль-ислама и подчинены Министерству юстиции, медресе были переданы Мини­стерству народного образования, администрация вакфов оказалась подотчетной одному из членов кабинета министров.

Среди тех, кто считает, что принципы ислама по сути своей противоречат нормам современной цивилизации и не могут адаптироваться к ней, были люди, призывавшие отказаться от этих принципов и тем самым быстрее воспринять материальные и духовные достижения передовой части человечества. Другие по причине несовместимости ислама с чуждой цивилизацией предлагали отказаться от нее совсем во имя сохранения и поддержания собственных традиций.

Проблему разумного взаимовлияния культур Востока и Запада, в частности Европы и Турции, пытался решить первый президент Турецкой Республики М. Кемаль-паша. Он подверг решительной переоценке существующие в турецком обществе идейные ценности. М. Кемаль выдвинул идеи республиканизма, национализма, народности, этатизма, лаицизма, революционности. Принцип революционности включал в себя и реформы, осуществленные в сфере государственного устройства, права, семьи, судопроизводства, культуры, быта. М. Кемаль был убежден, что первопри­чина отсталости и поражения империи в Первой мировой войне крылась в ее приверженности ко многим изжившим себя исламским догмам. Принципы строительства Турецкой республики изначально целиком ориентировались на западные политические ценности и стандарты. Этот процесс сразу натолкнулся на сопротивление со стороны традиционалистов-консерваторов, поэтому осуществлялся осторожно. Первая республиканская конституция 1924 г. даже не предусматривала разделения властей; законодательная и исполнительная ветви были сосредоточены в меджлисе, не обеспечивалась независимость судебной системы, не предусматривался такой важный элемент демократии, как многопартийность, сохранялся в качестве государственной религии ислам.

Подготовку к реформам М. Кемаль начал еще летом 1925 г. Он отправился в путешествие по стране, во время которого проводил агитацию за отказ от пережитков прошлого. Сенсацию произвел уже тот факт, что, остановившись в г. Кастамону, М. Кемаль вышел из автомобиля со шляпой в руке. Шляпа была в старой Турции символом «гяура», «неверного». Мусульманина, надевшего европейскую шляпу, могли закидать камнями и грязью. Не менее кощунственным считалось появление с непокрытой головой. М. Кемаль личным примером подал сигнал к борьбе против этих предрассудков, также, как и предрассудков, касающих подростковой одежды. В своих беседах во время путешествия он указывал на необходимость отказаться от ношения фески и от всякого рода специфически восточных костюмов.

Немедленно по всей Турции стали вводиться европейская одежда и европейские головные уборы. На манифестациях в честь Кемаля-паши публично сжигались фески. Кое-где полиция принудительно снимала фески с граждан. За несколько дней торговцы распродали весь запас шляп и фуражек. Мастерские не поспевали выполнять заказы. Два вагона шляп предприимчивые стамбульские коммерсанты получили из-за границы.

Впрочем, национальная одежда из Турции так никуда и не ушла. Детская одежда, подростковая одежда, женская одежда в Турции ещё довольно длительное время оставались традиционными, - тут сказывались не столько исламские традиции, сколько работа магазинов одежды в Турции, традиции продажи одежды в Турции оптом, специфика производства верхней одежды в Турции турецкими производителями одежды - множество факторов в сумме, например, так и не дали развиться рынку интернет магазинов одежды из Турции

Вскоре турецкое правительство опубликовало декрет, которым запрещалось ношение фески; все государственные служащие обязывались носить шляпу, быть в присутственных местах с непокрытой головой, приветствовать друг друга по-европейски и т.д.

 

Объявления


Интересное

Турецкий закон о высшей школе

Закон о высшей школе (алийе) включал постановления о мужском и женском педагогических училищах и университете, в составе которого предусматривалось три...
Продолжение...

Голосования

Главная историческая личность Турции
 

Разделы

Главная
Турция
Города Турции
Соседи Турции
География Турции
Турецкая архитектура
Население Турции
Турецкая экономика в 20 веке
Экономика Турции в конце 20 века
История Турции
Турецкие султаны
Культура Турции до 14 века
Турецкая культура 14 - 17 веков
Турецкая культура 17 - 18 веков
Турецкая культура 18 - 19 веков
Турецкая культура в 20 веке
FAQ