Stanbul.ru

Введение фамилий и кемализм
Кемализм в Турции, Мустафа Кемаль, Кемаль Ататюрк, Кемаль бей, Кемаль Орхан, реферат Кемаль

 Турция быстро меняла свое лицо. В школах было введено совместное обучение. Турчанки сняли чадру. Весьма прогрессивной мерой кемалистов было стремление уравнять женщин в правах с мужчинами, предоставление женщинам права на образование, занятие должностей, избирать и быть избранными в органы государственной власти. Среди женщин появились адвокаты, врачи, судьи. В 1930 г. женщинам было предоставлено право выборов в муниципалитеты, а в 1934 г. - в парламент (появление на турецком политическом Олимпе Тансу Чиллер в 1990-е гг. - закономерный результат политики эмансипации женщины).

В 1934 г. ВНСТ принял закон о введении фамилий (прежде турки имели лишь имена). Мустафа Кемаль получил фамилию Ататюрк - «отец турок» (отныне никто в Турции не имел права носить такую фамилию). Закон 1934 г. упразднил титулы и старые формы обращения: паша, бей, эфенди. Например, Кемаль Бей или Кемаль Ататюрк.

Одновременно шло активное наращивание политических и торгово-экономических связей Турции с европейскими государствами. Усиление влияния последних, навязывание «сверху» реформ в стране, где большая часть населения исповедует ислам и с недоверием относится к европейцам, вызывало недовольство и протесты. Иногда к подавлению традиционалистов привлекалась армия. Тем не менее, постепенно, исподволь на образ жизни значительной части населения, особенно элиты, все большее воздействие оказывали западная культура, техника, товары.

В ряде трудов турецких ученых кемализм Мустафы Кемаля Ататюрка понимается шире, он рассматривается как определенная интернациональная модель для развивающихся стран. Следует отметить, что кемализм иногда понимается не только как идеологическая система, но и как путь развития Турции в период ее преобразования из полуколониальной феодаль­ной страны в буржуазно-национальное государство. На симпозиуме в Стамбульском университете, посвященном 100-летию со дня рождения Мустафы Кемаля Ататюрка (май 1981 г.) отмечалось, что "кемалистская" модель экономического развития - это один из примеров борьбы страны третьего мира не только за политическую, но и экономическую независимость. Мустафа Кемаль Ататюрк, действуя в рамках сложившейся в Турции социально-классовой обстановки, исходя из объективных потребностей независимого национального развития, стремился преодолеть традиционную отсталость своей родины и на базе развития производительных сил обеспечить ей экономическую самостоятельность. Однако экономическая политика Ататюрка требует более доскональной работы исследователя.

Турецкие авторы полагают, что в условиях 1920-х гг. Мустафа Кемаль Ататюрк не видел других путей экономического возрождения страны кроме превращения ее, по подобию Европы, в «страну богатых», фабрикантов, банкиров, крупных фермеров, деловых людей.

В основе политических взглядов Мустафа Кемаль Ататюрка был патриотизм и национализм. Реформируя мусульманское государство, устаревшие структуры последнего в истории халифата, Ататюрк опирался на национальную идею. Религиозные традиции в его идеологии играли вспомогательную, отнюдь не первостепенную роль. До сих пор опыт построения Турецкой Республики, в которой конституционно обозначены рамки религиозной сферы (притом сфера эта ограничена), - уникален, Мустафа Кемаль Ататюрк не нуждался ни в религиозном, ни в квазирелигиозном обосновании реформ. Патриотизм Мустафа Кемаль Ататюрка был лишен религиозных черт, он выступал против панисламизма, пантюркизма. Начав формироваться в условиях Османской империи под влиянием европейского либерализма и турецких просветителей XIX в., его убеждения крепли в ходе борьбы против султанского режима за национальную независимость Турции. Он продолжил и ускорил тенденцию турецких реформаторов, направленную на постепенное вытеснение религиозных организаций из государственных сфер.

Можно констатировать, что два наиболее важных фактора определяли сущность мировоззрения и практической деятельности Мустафы Кемаля Ататюрка: антиимпериалистическое движение турецкого народа и приверженность идейным ценностям капиталистического Запада.

Смерть Мустафы Кемаля Ататюрка в 1938 г. не остановила процесс вестернизации, но заметно снизила его темпы. В конце 1930-х гг. складывалась иная геополитическая обстановка в мире и совершенно другое положение внутри страны. Под воздействием внешних и внутренних факторов нарастал раскол в правящей элите и турецком обществе. Вестернисты и традиционалисты, перегруппировав силы, повели борьбу за альтернативные концепции развития, за приобщение к своим идеям масс населения.

 

Объявления


Интересное

Критическая часть турецких рисале

Однако влияние передовых идей восточных мыслителей прослеживается в османских рисале лишь в наиболее их сильной части - критической. Рисале появлялось...
Продолжение...

Голосования

Главная историческая личность Турции
 

Разделы

Главная
Турция
Города Турции
Соседи Турции
География Турции
Турецкая архитектура
Население Турции
Турецкая экономика в 20 веке
Экономика Турции в конце 20 века
История Турции
Турецкие султаны
Культура Турции до 14 века
Турецкая культура 14 - 17 веков
Турецкая культура 17 - 18 веков
Турецкая культура 18 - 19 веков
Турецкая культура в 20 веке
FAQ