Stanbul.ru

Вестернизация после смерти Ататюрка
Вестернизация Ататюрка Мустафа Ататюрк Кемаль Ататюрк аэропорт Ататюрка жена Ататюрка Вестернизация

 Как ни странно, возрождению традиционных ценностей в Турции способствовали демократические реформы, поощряемые странами Запада. После Второй мировой войны правящие круги Турции решили использовать ислам в качестве политического орудия против левого движения. В частности, было разрешено создание различных партий, кроме уже существовавшей Народно-республиканской партии, учрежденной Мустафой Ататюрком. Стали возникать организации новых направлений, в том числе исламские.

Их неоднократно законодательно запрещали, но они возникали вновь под другими названиями (это называлось вестернизацией), причиняя немало неприятностей светскому руководству страны. Так, лидер одной из таких партий - Национального спасения (в дальнейшем - Партия благоденствия), Н. Эрбакан открыто призывал к восстановлению исламских традиций и обычаев. Более того, представители Партии благоденствия неоднократно входили в состав коалиционных прави­тельств и стремились «сверху» создать условия для исламизации республики. Последователи Кемаля Ататюрка, боясь потерять голоса верующих избирателей, молча взирали на возрождение упраздненных ими традиционных институтов и заигрывали с исламистами. В 1946 г. парламент принял закон, положивший конец применению «крайнего лаицизма». Уже в 1947 г. открылись медресе и тюрбе, было разрешено паломничество в Мекку.

Между тем в Стамбуле был открыт аэропорт в честь Ататюрка вместе с памятником Ататюрку и его жене.  

В феврале 1949 г. два приверженца ордена тиджани на заседании турецкого меджлиса, находясь на местах для публики, стали громко произносить азан по-арабски. Демонстративные выступления произошли также во многих мечетях Анатолии. В 1950-х гг. возобновилось строительство новых мечетей, происходил ремонт старых. Коран вновь стали издавать и читать на арабском языке. В Ангарском университете открылся факультет богословия. Формировалась мусульманская интеллигенция, духовные лидеры которой получали образование в исламских университетах Египта или Саудовской Аравии. Дипломы светских и исламских институтов были уравнены, выпускники исламских вузов получили право работать и служить в государственных учреждениях (это также являлось серьёзным достижением вестернизации), т.е. исламисты стали воссоздавать кадровую базу в важных государственных структурах.

Если турецкие вестернисты (приверженцы вестернизации) получали мощную поддержку от государств Запада, то с середины 1970-х гг. не меньшую поддержку стали получать и традиционалисты от исламских стран Ближнего и Среднего Востока. В 1973 г. нефтедобывающие страны - Саудовская Аравия, Кувейт, Ирак и другие - впервые использовали нефть в качестве рычага политического и экономического воздействия  на государства Запада. Они, с одной стороны, прекратили поставки нефти наиболее ярым сторонникам Израиля, а с другой - начали многократно поднимать цены на продаваемое углеводородное сырье. И Турция, импортировавшая нефть, остро ощутила свою уязвимость и зависимость от новых стран—кредиторов. Она стала прагматично искать пути улучшения отношений с государствами - экспортерами нефти, среди которых главную роль играла и играет Саудовская Аравия,

Другим мощным фактором внешнего воздействия стали события в Иране. Так называемая попытка ускоренной вестернизации («белая революция») Ирана не была принята народом, что стало одной из причин исламской революции 1978-1979 г. Шах бежал из страны, а новые лидеры государства «возвратили» населению исламские ценности. Внешний фактор оказался весьма действенным. Светская Турция вступила в Организацию «Исламская конференция», где нередко обсуждались антизападные вопросы. В 1970-е гг. создается происламская партия «Рефах», которая позже была запрещена, а затем возродилась.

Между тем Мустафа Кемаль Ататюрк появился в Википедии одним из первых в мире политиков - его и считают отцом термина вестернизация.  

 

Объявления


Интересное

Кемализм в Турции, Мустафа Кемаль, Кемаль Ататюрк, Кемаль бей, Кемаль Орхан, реферат Кемаль

Турция быстро меняла свое лицо. В школах было введено совместное обучение. Турчанки сняли чадру. Весьма прогрессивной мерой кемалистов было стремление...
Продолжение...

Голосования

Главная историческая личность Турции
 

Разделы

Главная
Турция
Города Турции
Соседи Турции
География Турции
Турецкая архитектура
Население Турции
Турецкая экономика в 20 веке
Экономика Турции в конце 20 века
История Турции
Турецкие султаны
Культура Турции до 14 века
Турецкая культура 14 - 17 веков
Турецкая культура 17 - 18 веков
Турецкая культура 18 - 19 веков
Турецкая культура в 20 веке
FAQ