Stanbul.ru

Махмуд Есари
Махмуд Есари, турецкий журналист

 Махмуд Есари - романист и журналист. Родился в 1895 г. в Стамбуле. Наибольшей известностью из его многочисленных произведений пользуется роман «Мухи-поденки» (1936), содержащий резкую сатиру на космопо­литические нравы стамбульского общества, показывающий пагубное влияние культуры Запада на турецкую молодежь. Губительное влияние американского кино на турецкую молодежь резко осуждается писателем в книге «Болотные комары».

После победы национально-освободительного движе­ния и провозглашения Турецкой Республики в 1923 г. на первый план выдвинулись задачи революционных преобразований, строительства новой Турции. В литерату­ре появился качественно новый герой интеллигент (учитель, врач, офицер), проявляющий высокую самоот­верженность в служении делу независимости и подъема страны.
Хотя к середине 1930-х гг. Турецкая Республика дос­тигла определенных успехов в своем развитии, с усилением реакционных тенденций в стране началось и заметное угасание идеалов кемализма. Вместо настроений подвиж­ничества среди интеллигенции распространяются песси­мизм, усталость и апатия, ощущение бесполезности личных усилий по улучшению сложившегося строя. В ряде произведений 1930-х гг. (романы «Листопад», «Жалейте» Решада Нури и др.) появляется новый герой - сломленный человек («дюшмюш адам»), потерпевший крушение в своих попытках служения народу и государству. Этот тип героя получил углубленное развитие в литературе 1960 -начала 1980-х гг. Так, персонажи романов Айсель Озакын «Чужбина» и «Девушка и смерть», Адалет Агаоглу «Лечь и умереть» и «Свадебная ночь» и др. - это энергичные, люди 1930-х гг., всецело отдавшиеся делу просвещения народа, но потерпевшие крах во всех своих начинаниях и постепенно превратившиеся в сломленных людей.

Часть писателей старого и молодого поколения про­должала оставаться на позициях «чистого искусства», предпочитала меланхолическое любование природой и узкосубъективные переживания (любовь и одиночество).

В период Второй мировой войны это течение распространилось необычайно широко. Основными мотивами стихов большинства поэтов стали грусть, тоска, одиночество, нередко мистицизм, вера в загробную жизнь. Об этом свидетельствуют даже названия стихов: «Одиночество», «Кладбище», «Воскрешение мертвых», «Тоска», «Караван горя» и т.д.

Во время Второй мировой войны часть писателей, сотрудничавших в пантюркистских журналах «Бозкурт», «Гекберю», «Чинаралты», «Акбаба», стала воспевать войну. Большинство из них обходило молчанием этот вопрос или выступало против войны с пацифистских позиций. В противоположность этим группам некоторые писатели и поэты Турции в своих произведениях реши­тельно осуждали гитлеризм и реакционные круги, пытавшиеся вовлечь Турцию в войну против Советского Союза. К таким писателям относились Назым Хикмет, Сауд Дервиш, Сабахеддин Али, журналисты Зекерия и Сабиха Сертели, поэты Рыфат Ылгаз, Атилла Ильхан, Орхан Вели и многие другие. А в романе крупнейшего писателя-реалиста Сабахеддина Али «Дьявол внутри нас» содержится предупреждение о возможности наступления фашизма.

 

Объявления


Интересное

Вестернизация Ататюрка Мустафа Ататюрк Кемаль Ататюрк аэропорт Ататюрка жена Ататюрка Вестернизация

Как ни странно, возрождению традиционных ценностей в Турции способствовали демократические реформы, поощряемые странами Запада. После Второй мировой войны правящие круги...
Продолжение...

Голосования

Главная историческая личность Турции
 

Разделы

Главная
Турция
Города Турции
Соседи Турции
География Турции
Турецкая архитектура
Население Турции
Турецкая экономика в 20 веке
Экономика Турции в конце 20 века
История Турции
Турецкие султаны
Культура Турции до 14 века
Турецкая культура 14 - 17 веков
Турецкая культура 17 - 18 веков
Турецкая культура 18 - 19 веков
Турецкая культура в 20 веке
FAQ