Stanbul.ru

Турецкая литература в 20 веке
Турецкая литература в 20 веке
 Большую роль в борьбе за реалистическое искусство играли в годы войны и в послевоенный период журналы «Гюн», «Адымлар», «Дикмен», «Юрт ве дунья», газета «Тан». После войны появились рассказы о жизни простых людей Орхана Кемаля, прекрасные, глубокосодержательные стихи Рыфата Ылгаза, Мелиха Джевдета, Октая Рифата, Орхана Вели и других молодых поэтов.
Трагедию разочарования в идеалах служения народу лишь с опорой на чувство долга и личную самоотверженность пережил и учитель Халим Акын - один из главных героев романа Кемаля Тахира «Семечко .в степи». Апатия, охватившая Халима Акына после многих лет работы учителем в глухой провинции, почти на грани нищеты, безо всякой помощи со стороны государства, приводит учителя к мысли о самоубийстве. Только надежда на новое «чудо» - создание системы сельских институтов - возвращает его к жизни и активной деятельности. Главными идеологами этого начинания выступили в конце 1930-х гг. Исмаил Хаккы Тонгуч и Хасан Али Юджель, стремившиеся после смерти Ататюрка продолжить начатую им «культурную революцию» с целью экономического и духовного подъема деревни.

Самоотверженные усилия И. Тонгуча и X. Юджеля, добившихся осуществления своей программы вопреки яростному сопротивлению реакции, дали положительные результаты: за годы своего существования (1940-1948) сельские институты подготовили 17 тыс. выпускников, в основном вернувшихся работать в деревню. Именно они впервые в истории Турции составили массовую прослойку демократической интеллигенции, сохранившей связь с народом. Это оказало значительное влияние на литературу, вызвав к жизни поток «деревенской прозы». Писатели -выпускники сельских институтов Махмут Макал, Факир Байкурт, Талип Апандын, Дурсун Акчам, Юсуф Зия Бахадынлы и другие в 1960-х гг. развернули активную деятельность, добиваясь восстановления системы институтов, ликвидированных под нажимом правых кругов.

В романе Кемаля Тахира «Семечко в степи» велась полемика по двум вопросам: против концепции романа Якуба Кадри «Чужак» о мессианской роли буржуазной интеллигенции, занимавшейся «спасением народа» на свой лад, и против самой идеи сельских институтов, в которой писатель усматривал стремление законсервировать деревню в ее экономической замкнутости и переложить всю ответственность за ее существование с государства на плечи все тех же энтузиастов-одиночек - учителей начальных школ, которые одновременно должны быть на селе и кузнецами, и агрономами, и ветеринарами, и т.п.

При всей справедливости критики Кемаля Тахира следует отметить, что в Турции 1960-1970-х гг. проблема сельских институтов приобрела иное звучание: отвергая рассуждения об отчуждении интеллигенции от народа, представители «деревенской прозы» выдвинули на первый план вопрос о сближении новой демократической интеллигенции с народом, о совместном несении тягот.

Массовая кампания конца 1960 - начала 1970-х гг. «пробуждения и просвещения народных масс», подхваченная многими активистами движения за восстановление сельских институтов и представителями «деревенской прозы» нашла, в частности, отражение в романе-аллегории Юсуфа Зии Бахадынлы «Сель обрушился на Гюллюдже». Учитель Айдын, от лица которого ведется повествование, занят активной работой по просвещению крестьян. Особое внимание он уделяет неграмотному, но честному и здравомыслящему крестьянину Али, который скоро становится руководителем местной организации Рабочей партии и побеждает на выборах в местные органы власти. В образе Али воплощен идеал человека из народа, преодолевающего собственную темноту и поднимающегося до уровня сознательного гражданина и борца.

В начале 1955 г. в Турции был создан Союз турецких писателей. Основные положения его программы - всемерно способствовать развитию турецкой литературы, устанавли­вать творческий контакт между литераторами и писателями других стран, популяризировать литературу (конференции, литературные дискуссии, лекции и пр.).

В ходе бурных дискуссий, охвативших все слои турецкой интеллигенции в 1960-1970-х гг., в центре
внимания был вопрос о путях дальнейшего развития страны, о характере общественного идеала и способах их осуществления. Осмысление событий государственных переворотов 27 мая 1960 г. и 12 марта 1971 г., событий, разделенных десятилетием, началось почти одновременно по всей стране - в первой половине 1970-х гг. Разделение насторонников национально-демократической и на сторонников социалистической революции оказало влияние на позицию авторов.

Коджагёз романом «В Измире», напротив, реабилитирует действия радикалов. Все положительные персонажи книги    и старый кемалист, участник национально-освободительной войны полковник Назиф, и его зять подполковник Сабри, один из организаторов переворота 27 мая 1960г., и социалисты старшего и младшего поколений - едины в своих рассуждениях о том, что вмешательство армии - это неизбежный и, быть может, единственный путь спасения страны в условиях инертности «темных» народных масс.

В 1970-е гг. в литературе существенно расширяется понятие «народ», все отчетливее ставится вопрос о пролетариате как главной опоре интеллигенции. Впервые такой акцент прозвучал в романах «Полдень в Енишехире» Севги Сойсала и «День одиночества» Ведата Тюркали. Главная героиня романа «День одиночества» - Гюнсель - выпускница Стамбульского университета, девушка из трудовой семьи, поддерживает самые тесные контакты и с рабочими, и с левой студенческой молодежью, участвую­щей в событиях, связанных с 27 мая 1960 г., и с социалистами старшего поколения, к которым принадлежит ее брат Хасан, профессиональный революционер из рабочих.

Как в этих книгах, так и в ряде романов, посвященных событиям 1971 г., - «Рассвет» Севги Сойсала, «Зной перед ливнем» Демирташа Джейхуна, «Завтра... завтра...» Пынара Кюра - образы рабочих призваны символизировать собой стойкость, здравый смысл и моральную чистоту труженика. Именно сознательные рабочие в этих произведениях оказываются духовной опорой для мелкобуржуаз­ной интеллигенции, морально надломленной и растеряв­шейся после разгрома левого движения в результате событий 12 марта 1971 г.

В целом можно констатировать стабильные темпы развития реалистического метода в литературе, появление элементов психологизма, символизма и др., отражающие новые веяния в развитии турецкой культуры.

Весь путь развития турецкой литературы - путь нелегкий, с чередующимися периодами бурного развития и упадка, застоя, - не всегда характеризовался творческими исканиями поэтов и писателей, в то же время дал ряд замечательных произведений, особенно нужно отметить животворное влияние устного народного творчества.
 

Объявления


Интересное

Гимн Турции, скачать турецкий гимн, песни, мр3, хиты

Не бойся, не исчезнет в небе флаг, Пока в стране есть хоть один очаг. Флаг мне и моей нации звезда. Ты, не сгоришь под небом никогда. Не хмурься...
Продолжение...

Голосования

Главная историческая личность Турции
 

Разделы

Главная
Турция
Города Турции
Соседи Турции
География Турции
Турецкая архитектура
Население Турции
Турецкая экономика в 20 веке
Экономика Турции в конце 20 века
История Турции
Турецкие султаны
Культура Турции до 14 века
Турецкая культура 14 - 17 веков
Турецкая культура 17 - 18 веков
Турецкая культура 18 - 19 веков
Турецкая культура в 20 веке
FAQ