Stanbul.ru

Ахмед Недим
Турецкий поэт Ахмед Недим

 Среди поэтов первой половины XVIII в. следует упомянуть Ахмеда Недима (около 1681-1730). Он был последним представителем того классического периода турецкой литературы, который представлен именами Бакы, Зати и др. В своей поэзии Недим обращался к реальной, конкретной жизни. В его произведениях присутствуют чувство красоты и радости от окружающего мира. Недим («собеседник», «компаньон» - так прозвали поэта за его активное участие во всех пирах и развлечениях Ибрагим-паши - великого визиря и зятя султана Ахмеда III) был певцом своего времени. Его «gulelim, oyniyalim, kam alalim dunyadan» («будем смеяться, веселиться, брать желаемое от мира») выражало мироощущение «эпохи тюльпанов». В поэзии это означало поворот от слепого подражания персидским образцам, зачастую полным мистики, к поиску своего пути.

Стихи Недима, написанные в традиционной манере (газели, рубай, касыды), отличались непосредственностью и сравнительной простотой. В них становится заметным стремление к тюркизации поэзии. Недим первым среди турецких поэтов стал сочинять стихи в духе широко распространенных песен - шаркы. Эти стихи по стилю и метрике напоминают турецкие народные песни - тюркю. «Шаркы, - писал исследователь османской поэзии Э. Гибб, - признак того, что турецкий язык не был больше под опекой персидского»; шаркы стали «символом и воплощением больших перемен, происходивших тогда».

Тенденция к тюркизации в поэзии имела важный аналог в развернувшейся деятельности по переводу произведений арабских и персидских авторов.

В турецкой литературе на рубеже XVII и XVIII в. особое место занимал поэт Алаеддин Сабит (ум. в 1712 г.). И его творчество недостаточно изучено. Сабит принадлежал к тем немногим поэтам, которые ввели в литературу героя из представителей ремесленных кругов и в произведениях которых заняла место тема социального неравенства. Наиболее известные произведения А. Сабита - поэмы «Бербернаме» («Книга парикмахера») и «Этхем ве Хюма». В первой поэме, где описываются житейские злоключения парикмахера, выведены различные предста­вители городских кругов. Во второй - описывается любовь каменщика Этхема к царской дочери Хюма, показана полная безнадежность этой любви из-за непроходимой социальной пропасти, разделяющей влюбленных. Удел каменщика Эхтема, говорит автор, лишь работать, молиться и умереть.

 

Объявления


Интересное

Турецкие лицеи в 20 веке

Лицеи. Лица, окончившие среднюю школу и желающие поступить в университет, должны иметь еще диплом об окончании лицея. Программа лицея рассчитана...
Продолжение...

Голосования

Главная историческая личность Турции
 

Разделы

Главная
Турция
Города Турции
Соседи Турции
География Турции
Турецкая архитектура
Население Турции
Турецкая экономика в 20 веке
Экономика Турции в конце 20 века
История Турции
Турецкие султаны
Культура Турции до 14 века
Турецкая культура 14 - 17 веков
Турецкая культура 17 - 18 веков
Турецкая культура 18 - 19 веков
Турецкая культура в 20 веке
FAQ