Stanbul.ru

Сен Фуа и Моцарт о Турции
Сен Фуа и Моцарт о Турции

 Образ турка проложил себе дорогу в европейскую музыку, живопись, литературу. Появилась опера Вольфганга Амадея Моцарта «Похищение из сераля» и его «Турецкий марш» («Рондо ала Турка»). Среди ориенталистских картин следует отметить «Турецких охотников» Жана Батиста Ван Мура (1711) и «Смерть Сарданапала» Эжена Делакруа (написана в 1727-1728 гг.). Экзотические гаремы, султаны и жестокие паши в поэмах великого Джорджа Ноэла Гордона Байрона, «Кубла Хан» Сэиюэла Тейлора Колриджа (1816), «Талаба-разрушитель» Роберта Саути (1801) и т.д. создавали романтический, в большей степени фантастический образ Востока. Значение межнациональных культурных связей можно проследить на примере произведений французского писателя Сен-Фуа (1698-1776), написавшего повесть «Турецкие письма» и пьесу «Турецкие вдовы».

Оба сочинения были впервые опубликованы анонимно по-французски в 1730 г. в Амстердаме и неоднократно переиздавались. Помимо замаскированной сатиры на французскую действительность в «Турецких письмах» мы находим суждения француза XVIII в. о Турции и взгляды его современников-турок на Францию и Турцию того времени. Здесь встречаются отзвуки умонастроений передовых кругов турецкого общества и отражение некоторых реальных явлений жизни, быта и нравов турок. Узнать обо веем этом Сен-Фуа мог в дружеском общении с Саид-эфенди (сопровождающего своего отца Мехмеда Челеби, первого официального посла Порты во Францию в 1720-1721 гг.). Французский писатель верно отразил впечатления турок, впервые познакомившихся с жизнью на Западе, с достижениями европейской науки и культуры.

Не меньший интерес представляет и комедия Сен-Фуа «Турецкие вдовы». В ее основе лежит пьеса из репертуара турецкого народного театра «Орта ойну». В 1712 г. пьеса была поставлена на парижской сцене на празднике в честь турецкого посла и посвящена ему. Саид-эфенди перевел пьесу на турецкий язык и впоследствии она была поставлена на турецкой сцене.

Еще один пример связей Турции и Европы. В середине XVIII в. анонимный автор, руководствуясь европейскими драматургическими канонами, написал на фольклорной основе по-турецки две комедии: «Должность ходжи Насреддина» и «Необычайные приключения и удивительные истории сапожника Ахмеда». Есть основания предполагать, что первый турецкий драматург был связан с Венской школой восточных языков, где комедии были поставлены силами учащихся и преподавателей. Вскоре обе комедии были переведены на немецкий, французский и итальянский языки, а затем изданы. Таким образом, турецкая письменная драматургия начала свою историю в последней четверти XVIII в. в русле турецко-европейских культурных связей.

 

Объявления


Интересное

Махмуд Второй. туерцкий султан

Военные реформы Махмуда II стали вехой в процессе ломки старых социальных устоев государства, ослабили те силы, которые боролись за консервацию...
Продолжение...

Голосования

Главная историческая личность Турции
 

Разделы

Главная
Турция
Города Турции
Соседи Турции
География Турции
Турецкая архитектура
Население Турции
Турецкая экономика в 20 веке
Экономика Турции в конце 20 века
История Турции
Турецкие султаны
Культура Турции до 14 века
Турецкая культура 14 - 17 веков
Турецкая культура 17 - 18 веков
Турецкая культура 18 - 19 веков
Турецкая культура в 20 веке
FAQ