Stanbul.ru

"Основы мудрости в устройстве народов"
Основы мудрости в устройстве народов, книга турецкого книгопечатника Мютеферрики
 В «Основах мудрости в устройстве народов» Мютеферрики имеется немало мест, в которых говорится о «реформах», «улучшениях», впервые был употреблен термин «низами джедид» (букв., «новый порядок», «новое устройство»), которым позднее, на рубеже XVIII-XIX вв., были названы реформы Селима III. Вообще содержание этого сочинения свидетельствует о том, что оно обладало рядом черт памфлета - страстным призывом автора к осознанию недостатков в управлении государством и пропагандой своих представлений о том, как искоренить недостатки. Не случаен был большой успех труда Мютеферрики среди образованной части турецкого общества.

Основная часть книги Мютеферрики посвящена военному делу, однако ее содержание значительно глубже простого пособия для обучения войск. В предисловии автор утверждал, что понял причину того, почему христиане, стоящие, по его мнению, во всех отношениях ниже османов, стали побеждать их. Автор пишет, что осведомленность о состоянии дел европейцев должна быть обязательной для высших чинов империи («людей высоких помыслов») и что эти знания являются «средствами победы». Самым неотложным делом автор считает «разузнать состояние врагов веры и государства» (т.е. европейцев), это поможет прояснить «причины разложения и источник упадка» в собственном государстве. Об упадке и разложении говорится как о вещах очевидных, особенно проявившихся после восстания Патрона Халиля, в связи с которым и был написан трактат.

В чем же секрет военных успехов этих «презренных» европейцев? В организованности, в вооружении, в системах формирования и обучения армии, в воинских уставах — пишет Мютеферрика. Многолетние усилия европейцев в военной области (под воздействием поражений от османов, как считает он) не остались безуспешными, и организация военного дела превратилась у них в самостоятельную науку. Кроме того, европейцы имеют систематические и правильные сведения об окружающем мире, практически применяют свои обширные познания в географии и активной колониальной экспансии. Они строго следят за соблюдением законов в своих государствах, которые управляются на основе разума. Мютеферрика отмечает как положительный и тот факт, что религиозные и гражданские законы в христианских государствах не составляют одно целое, в отличие от исламских государств.

Таким образом, государственное устройство «людей ада» - европейцев - оказалось лучше приспособленным к требованиям жизни; их административные и политические законы и принципы позволяли успешно «управлять странами, регулировать дела людей, заселять области, благоустраивать края и территории», а главное - вот уже несколько лет одерживать постоянные победы над армией Османской империи. Мютеферрика призывает мусульман «очнуться от сна беспечности» и «прозорливо разобраться в состоянии и положении врага». Пришла пора, весьма откровенно пишет он, «прекратить пребывать в невежестве», оставить «ярый фанатизм» и заняться собиранием сведений о всех сторонах жизни христиан.

Мютеферрика обращает внимание на то, что янычары (привилегированная пехота) и сипахи (феодальные воины) недисциплинированны и склонны к мятежам, недостаточно обучены и плохо вооружены. Автор предлагает реорганизовать армию по европейскому образцу - здесь он почти полностью воспроизводит записку А. Де Бонневаля, с которым активно сотрудничал. Мютеферрика призывает не надеяться лишь на силу и храбрость, на стремительный натиск османских войск, а заимствовать европейскую тактику, уставы; выступает за то, чтобы солдаты твердо знали свои задачи в бою и, кроме того, вовремя получали жалованье, могли надеяться на повышение. В качестве примера успешного заимствования иностранного опыта турецкий первопечатник приводит деятельность Петра I, которого называет «умным и ученым монархом». Русский царь изучил состояние различных народов, их способы организации армии и государственные законы. Он привлек на свою службу знающих военное искусство людей из разных стран и в короткое время создал мощную армию, добился усиления своей державы. Пригласив мастеров из Англии и Голландии, Петр I создал сильный флот на Балтийском море, построил корабли на Каспийском море.

На протяжении всего трактата автор подчеркивает важность наук для «человеческого разума» вообще и для совершенствования военного дела в частности. Стремясь ввести читателя в область современных научных знаний, он сообщает о шарообразности Земли, ее размерах, об открытии Нового Света. Чрезвычайно полезными он считает географию и историю. Причем под «географией» он понимает нечто вроде расширенного страноведения. С ее помощью, полагал Мютеферрика, государственные деятели могут получить правильное представление о положении дел в своем и других государствах, изучать другие народы и учиться у них.

Книга Мютеферрики - явление совершенно новое для того времени. С одной стороны, она как бы продолжает линию средневековых социально-дидактических трактатов, но принципиально отличается от них прежде всего тем, что не призывает к возврату к временам, когда еще соблюдались законы первых султанов и не ищет причины всех бед лишь в нарушении законов, касавшихся управления государством и образа жизни различных слоев населения. Его сочинение пронизывает мысль о необходимости широких реформ на основе европейского опыта, развития науки и культуры с учетом достижений европейских стран. Сочинение Мютеферрики не только по задаче и содержанию, но и по форме свидетельствует о том, что истоки турецкой политической публицистики следует отнести к середине XVIII в. Справедливо считать его одним из выдающихся произведений турецкой общественно-политической мысли и литературы и важной вехой в культуре Турции первой половины XVIII в.
 

Объявления


Интересное

Последние годы жизни турецкого книгопечатника Мютеферрики

С 1733 г. Мютеферрика издавал серию османских хроник. В 1733 г. был выпущен «Календарь исторических событий» («Таквим ут-теварих») Кягиба Челеби...
Продолжение...

Голосования

Главная историческая личность Турции
 

Разделы

Главная
Турция
Города Турции
Соседи Турции
География Турции
Турецкая архитектура
Население Турции
Турецкая экономика в 20 веке
Экономика Турции в конце 20 века
История Турции
Турецкие султаны
Культура Турции до 14 века
Турецкая культура 14 - 17 веков
Турецкая культура 17 - 18 веков
Турецкая культура 18 - 19 веков
Турецкая культура в 20 веке
FAQ