Основы мудрости в устройстве народов, книга турецкого книгопечатника Мютеферрики |
Основная часть книги Мютеферрики посвящена военному делу, однако ее содержание значительно глубже простого пособия для обучения войск. В предисловии автор утверждал, что понял причину того, почему христиане, стоящие, по его мнению, во всех отношениях ниже османов, стали побеждать их. Автор пишет, что осведомленность о состоянии дел европейцев должна быть обязательной для высших чинов империи («людей высоких помыслов») и что эти знания являются «средствами победы». Самым неотложным делом автор считает «разузнать состояние врагов веры и государства» (т.е. европейцев), это поможет прояснить «причины разложения и источник упадка» в собственном государстве. Об упадке и разложении говорится как о вещах очевидных, особенно проявившихся после восстания Патрона Халиля, в связи с которым и был написан трактат. В чем же секрет военных успехов этих «презренных» европейцев? В организованности, в вооружении, в системах формирования и обучения армии, в воинских уставах — пишет Мютеферрика. Многолетние усилия европейцев в военной области (под воздействием поражений от османов, как считает он) не остались безуспешными, и организация военного дела превратилась у них в самостоятельную науку. Кроме того, европейцы имеют систематические и правильные сведения об окружающем мире, практически применяют свои обширные познания в географии и активной колониальной экспансии. Они строго следят за соблюдением законов в своих государствах, которые управляются на основе разума. Мютеферрика отмечает как положительный и тот факт, что религиозные и гражданские законы в христианских государствах не составляют одно целое, в отличие от исламских государств. Таким образом, государственное устройство «людей ада» - европейцев - оказалось лучше приспособленным к требованиям жизни; их административные и политические законы и принципы позволяли успешно «управлять странами, регулировать дела людей, заселять области, благоустраивать края и территории», а главное - вот уже несколько лет одерживать постоянные победы над армией Османской империи. Мютеферрика призывает мусульман «очнуться от сна беспечности» и «прозорливо разобраться в состоянии и положении врага». Пришла пора, весьма откровенно пишет он, «прекратить пребывать в невежестве», оставить «ярый фанатизм» и заняться собиранием сведений о всех сторонах жизни христиан. Мютеферрика обращает внимание на то, что янычары (привилегированная пехота) и сипахи (феодальные воины) недисциплинированны и склонны к мятежам, недостаточно обучены и плохо вооружены. Автор предлагает реорганизовать армию по европейскому образцу - здесь он почти полностью воспроизводит записку А. Де Бонневаля, с которым активно сотрудничал. Мютеферрика призывает не надеяться лишь на силу и храбрость, на стремительный натиск османских войск, а заимствовать европейскую тактику, уставы; выступает за то, чтобы солдаты твердо знали свои задачи в бою и, кроме того, вовремя получали жалованье, могли надеяться на повышение. В качестве примера успешного заимствования иностранного опыта турецкий первопечатник приводит деятельность Петра I, которого называет «умным и ученым монархом». Русский царь изучил состояние различных народов, их способы организации армии и государственные законы. Он привлек на свою службу знающих военное искусство людей из разных стран и в короткое время создал мощную армию, добился усиления своей державы. Пригласив мастеров из Англии и Голландии, Петр I создал сильный флот на Балтийском море, построил корабли на Каспийском море. На протяжении всего трактата автор подчеркивает важность наук для «человеческого разума» вообще и для совершенствования военного дела в частности. Стремясь ввести читателя в область современных научных знаний, он сообщает о шарообразности Земли, ее размерах, об открытии Нового Света. Чрезвычайно полезными он считает географию и историю. Причем под «географией» он понимает нечто вроде расширенного страноведения. С ее помощью, полагал Мютеферрика, государственные деятели могут получить правильное представление о положении дел в своем и других государствах, изучать другие народы и учиться у них. Книга Мютеферрики - явление совершенно новое для того времени. С одной стороны, она как бы продолжает линию средневековых социально-дидактических трактатов, но принципиально отличается от них прежде всего тем, что не призывает к возврату к временам, когда еще соблюдались законы первых султанов и не ищет причины всех бед лишь в нарушении законов, касавшихся управления государством и образа жизни различных слоев населения. Его сочинение пронизывает мысль о необходимости широких реформ на основе европейского опыта, развития науки и культуры с учетом достижений европейских стран. Сочинение Мютеферрики не только по задаче и содержанию, но и по форме свидетельствует о том, что истоки турецкой политической публицистики следует отнести к середине XVIII в. Справедливо считать его одним из выдающихся произведений турецкой общественно-политической мысли и литературы и важной вехой в культуре Турции первой половины XVIII в. |