Stanbul.ru

Просвещение в Турции в эпоху Танзимата
 Танзимат - эпоха реформ в Османской империи (1839-1876 гг.), делится на два периода: первый - 1839-1853 гг. - от провозглашения Гюлъханейского хатт-и шерифа до начала Крымской войны; второй -1856-1876 гг. от окончания Крымской войны до провозглашения первой турецкой Конституции; отправной точкой второго периода стал знаменитый султанский указ Хатт-и хумаюп 1856г.

С подготовкой и провозглашением реформ в 1839 г. связано имя крупнейшего турецкого государственного деятеля эпохи реформ Мустафы Решида-паши, чья жизнь и деятельность характерны для той новой прослойки османской бюрократии, которая все более осознавала необходимость проведения ряда реформ как путь к спасению и упрочению Османской империи.

Большую роль в процессах, связанных с зарождением и развитием буржуазных социальных сил, сыграли реформы в области просвещения и культуры. Само формирование османской бюрократии эпохи Тапзимата происходило благодаря новым учреждениям этой сферы. Большое значение придавали танзиматисты просвещению как мощному средству, с помощью которого Турция сможет успешно развиваться по пути прогресса.

Среди большого числа мероприятий, охвативших практически все области жизни страны, была и реформа просвещения, в которой реформаторы видели важнейшую гарантию осуществления принципов, декларированных Гюльханейским хатг-и шерифом. Но на пути реформ в системе просвещения реформаторы встретились с упорным сопротивлением такого мощного и влиятельного противни­ка и монополиста в этой области, как мусульманское духовенство. Оно решительно противилось распростране­нию светского образования. Особенно опасна была корпорация высшего звена мусульманского духовенства

кругах, при дворе и в провинциальных органах власти. Улемы были в состоянии вывести учащихся медресе - софт на улицу и вызвать волнения в столице и провинции, привлекая на свою сторону под лозунгом защиты шариата темные массы мусульман.

И все же реформаторы вступили в борьбу за светское образование. Иного выхода не было. Духовные школы как начальные  - «детские школы», так и медресе двух ступеней (средние и высшие) были рассадни­ками неграмотности и фанатизма. Учащиеся медресе, не говоря уже о мектебах, не изучали светских наук и не получали знаний по истории, географии, естественным и точным наукам. Те немногие сведения, которые им сообщали духовные учителя, соответствовали уровню знаний в Средневековье. В течение всех лет пребывания в медресе учащиеся были заняты главным образом зубрежкой книг по богословию. Сыбьян мектебы были широко распространены. Они существовали при всех квартальных мечетях в городах и в каждой деревне. Учителями были ходжи и муэдзины. Дети - мальчики и девочки - поступали в мектебы в возрасте 4-7 лет, зубрили догмы Корана, молитвы, усваивали религиозные правила, арабский алфавит, письмо, элементарные правила арифметики. Никаких необходимых для жизни знаний учащиеся не получали. Они даже не умели читать и писать по-турецки.
 

Объявления


Интересное

В Стамбуле группа байкеров атаковала посетителей баров

В стамбульском районе Кадыкёй отдыхавшие в барах и ресторанах люди подверглись нападению группы вооружённых байкеров. Очевидцы рассказали, что около тридцати...
Продолжение...

Голосования

Главная историческая личность Турции
 

Разделы

Главная
Турция
Города Турции
Соседи Турции
География Турции
Турецкая архитектура
Население Турции
Турецкая экономика в 20 веке
Экономика Турции в конце 20 века
История Турции
Турецкие султаны
Культура Турции до 14 века
Турецкая культура 14 - 17 веков
Турецкая культура 17 - 18 веков
Турецкая культура 18 - 19 веков
Турецкая культура в 20 веке
FAQ