Сеид Мустафа, турецкий публицист |
Так автор подготавливает читателя к дальнейшим рассуждениям о военных реформах Селима III, целиком опиравшихся на европейский опыт. Он образно описывает бурное развитие военного дела и военной науки в европейских странах, где наряду с совершенствованием оружия развивалось инженерное дело, в основе которого были достижения математики. Мустафа сетует по поводу того пренебрежения военной наукой, которое долгое время было свойственно туркам, уповавшим лишь на силу и храбрость и недооценивавшим вопросы военной тактики. Автор с иронией и горечью говорит о «группе глупцов и суеверных людей», которые смогли внушить наиболее простодушным людям, что подражание другим народам якобы преступление, и восстановить их против «лучших умов, мечтавших о реформе». Кратко перечисляя военные, экономические и финансовые реформы Селима III, Мустафа обращает внимание на их взаимосвязанность. Подчеркивая значение личности султана-реформатора для дела преобразований, он пишет, что многочисленная критика, всегда беспочвенная, иногда неблагожелательная, а порой и неопытная, породила тысячи препятствий на пути реформаторов, но не смогла сломить решимости Селима III и его окружения. Автор особо отмечает щедрость султана, которую тот проявил при строительстве новой типографии в Стамбуле с арабским и европейским шрифтами, где, кстати, был отпечатан и сам памфлет Мустафы. Это мероприятие Селима III автор связывает с желанием султана-реформатора содействовать распространению наук, полезных его империи. В сочинении Мустафы подчеркиваются такие меры султана-реформатора, которые содействовали общему прогрессу культуры и образования на базе достижений европейской науки и техники, как например, организация подготовки инженеров для армии и флота в учебных заведениях, созданных по европейскому образцу. Судьба самого автора, ставшего через четыре года жертвой мятежа, который ликвидировал все результаты реформ Селима III, оказалась печальным доказательством переоценки им значения этих реформ. В 1810 г., уже после его гибели, книга Мустафы была переиздана в Париже. |