Турецкий писатель-коммунист Назым Химкет |
Глаза её были, как синее море, Мех белый, пушистый, как снежный сугроб. Поэт Яхья Кемаль, который вел в училище уроки турецкой литературы, прочитав стихотворение, вызвал к себе юного стихотворца и попросил принести ему кошку, которой оно было посвящено. Взглянув на кошку, удивлённый преподаватель сказал: «Твоё умение изображать некрасивое как нечто прекрасное - залог того, что в будущем ты станешь большим поэтом». Это незначительное событие сыграло решающую роль в жизни Н. Хикмета - он стал писать стихи. В марте 1919 г. в стамбульском журнале «Ени меджмуа» («Новый журнал») появилось стихотворение Назыма Хикмета «В кипарисовой роще». Это было первое выступление поэта в «большой» прессе Услышал я стон в кипарисовой роще! Изумился: неужели и здесь люди плачут? Иль в этом уединенном месте Ветер одиноко тоскует о прошлой любви? Я полагал, что люди узнают радость, Когда на глаза опускается черная завеса Или всё еще плачут в склоненных ветвях, кипариса Души тех, кто при жизни любил. (В Турции хоронят под кипарисом. Самое большое кладбище Стамбула представляет собой кипарисовый лес). Юноша в то время проникся настроением безнадежности, пессимизма, тоски, порожденным унизительным положением, в котором находилась его родина (поражение в Первой мировой войне, оккупация страны войсками западных держав). В том же духе выдержано его стихотворение «Дождь», опубликованное в литературном альманахе в 1919-1920 гг.: Моросит дождь... Нет, это не дождь, с неба словно льется утешение. С того места, откуда Бог смотрел в сердца людей, . льется дождь... Ночи прохладны. Мрак небес несет излечение... Ночи ближе моему сердцу. Пусть эти слёзы не прекращаются и ночью, моё сердце так нуждается в прохладе, оно хочет встрепенуться, вздохнуть облегченно Моросит дождь... Нет, это не дождь, с неба словно льется страдание. В 1920 г. поэт выступил со стихотворением «Пленник сорока грабителей», направленным против оккупации Турции, за что подвергся преследованиям со стороны англичан и султанского двора. В аллегорическом образе пленника, у которого разбойники отрезали руку, поэт изобразил родину, изнывавшую под гнетом оккупатов: Блеснул во тьме отточенный топор, Раздался стан... кровь брызнула, упала на костер И гордо пленник без руки стоял, скрывая муку. Разбойники кричали палачу: «Руби! Руби вторую руку!». Палач пригнулся, побледнев, и сжал топор в тяжелом кулаке, Но в воздухе грозой вскипел народный гнев - и засиял топору пленника в руке. В 1921 г. Н. Хикмет приехал в Советский Союз, где ближе познакомился с советской литературой. В 1924 г. вернулся в Турцию и принял активное участие в издании революционных газет и журналов. В связи с репрессиями в 1925 г. Н. Хикмет покинул родину и уехал в Советский Союз. Турецкий суд заочно приговорил его к 15 годам тюремного заключения. В Москве Н. Хикмет вместе с советскими режиссерами создал сатирико-агитационный театр «Метла». В 1928 г. в Баку вышла первая книга стихов Н. Хикмета «Песни пьющих Солнце». Вернувшись в том же году в Турцию, Н. Хикмет в короткое время опубликовал несколько сборников стихов, поэмы, роман в стихах, ряд пьес и публицистических работ. Сотрудничая с демократическим журналом «Ресимли аи», он вел борьбу за революционное реалистическое искусство. В сборниках стихов «835 строк» (1929), «Варан 3» (1930), «1 + 1 = 1» (1930) и «Город, потерявший голос» (1931) поэт писал о тяжелой доле турецкого народа, призывал к борьбе за лучшую жизнь и воспевал революцию. В поэме «Джиоконда и Си Я-У» (1929) и романе в стихах «Почему Бенерджи покончил с собой?» (1932) Н. Хикмет, рассказывая якобы о событиях в Китае и Индии, на самом деле показал действительность турецких коммунистов, описал революционные события в Турции. Вместе с тем он выступал против колониальной политики империалистов в Азии и Африке. В 1932г. в Стамбуле вышла пьеса Н. Хикмета «Череп» о судьбе честного ученого в странах капитала. За сборник стихов «Телеграмма, поступившая ночью» (1932), в которых поэт призывал турецких коммунистов быть стойкими в борьбе за демократию, Хикмет был осужден на пять лет заключения, но через год освобожден по амнистии. В дальнейшем почти после каждого издания его произведений Н. Хикмета приговаривали к тюремному заключению. В сборнике стихов «Портреты» (1935), поэме «Письма к Таранта Бабу» (1935) и публицистически работе «Немецкий фашизм - расовая теория» (1936) Назым Хикмет разоблачал фашизм и выступал против итальянской агрессии в Абиссинии. В 1936 г. вышла последняя из опубликованных в Турции книг Хикмета, посвященная руководителю первого в истории страны крупного крестьянского восстания - шейху Бадреддину и его ученикам. В общей сложности 17 лет провел Назым Хикмет в турецких тюрьмах. Там он создал грандиозную эпопею «Человеческая панорама» - поэтическую историю XX в. - апогей творчества поэта, где в равной степени проявились и реализм, и историзм поэта, цикл стихов «Письма из тюрьмы», пьесы «Легенда о любви» и «Иосиф прекрасный». В 1950 г. под воздействием мирового общественного мнения турецкое правительство было вынуждено освободить Н. Хикмета. На следующий год он приехал в Советский Союз, где написал пьесы «Рассказ о Турции» (1951), «Первый день праздника» (1953), «Чудак» (1955), киносценарии, стихи о мире и т.д. ... Если я гореть не буду, и если ты гореть не будешь, и если мы гореть не будем, так кто же здесь рассеет тьму? Вряд ли можно найти другие слова, которые могли бы так точно охарактеризовать смысл всей жизни и всего творчества Н. Хикмета. Жить для народа, творить во имя его счастья, отдать людям всю свою душу, - в этом пафос всей жизни и всего творчества Хикмета. Н. Хикмет достиг редкой гармонии общественного и личного. Он никогда не забывал о личном счастье каждого отдельного человека, а говоря о чувствах лирического героя, об общественных проблемах. Человек, которому поэт хотел дать «бесплатный хлеб и бесплатную гвоздику», - был героем его поэзии. Он хотел, чтобы люди были Вместе - всюду, везде. А порознь - только у щеки любимой. Творчество Н. Хикмета - вершина турецкой поэзии. Поэт решительно преодолел идеалистическую тенденцию классических поэтов Турции, соединив турецкое искусство с актуальными политическими проблемами, ввел в турецкую поэзию нового лирического героя - народ. Он смело отверг традиционное стихосложение и сделал основным своим орудием свободный стих. Многие произведения Н. Хикмета были изданы в Москве на русском языке, это: «Стихи» (1932), «Стихи» (1950), «Восточный альманах № 4» (1951), «Избранное» (1951), «Избранные стихи» (1950), «Рассказ о Турции» (1952), «Избранное»(1953), «Пьесы» (1954), «Стихи» (1955), «Чудак» (1955) и др. |