Stanbul.ru

Турецкий писатель-коммунист Назым Химкет
 Назым Хикмет Ран (1902-1963) - крупнейший поэт, писатель и драматург, основоположник прогрессивного направления в турецкой литературе, выдающийся общественный деятель, член бюро Всемирного совета мира, лауреат Международной премии мира. Родился в 1902 г. в Салониках. Во время учебы в военно-морском училище Назым Хикмет написал для литературного журнала, выпускаемого в училище слушателями старших классов стихи (о кошке):

Глаза её были, как синее море,
Мех белый, пушистый, как снежный сугроб.


Поэт Яхья Кемаль, который вел в училище уроки турецкой литературы, прочитав стихотворение, вызвал к себе юного стихотворца и попросил принести ему кошку, которой оно было посвящено. Взглянув на кошку, удивлённый преподаватель сказал: «Твоё умение изображать некрасивое как нечто прекрасное - залог того, что в будущем ты станешь большим поэтом». Это незначительное событие сыграло решающую роль в жизни Н. Хикмета - он стал писать стихи. В марте 1919 г. в стамбульском журнале «Ени меджмуа» («Новый журнал») появилось стихотворение Назыма Хикмета «В кипарисовой роще». Это было первое выступление поэта в «большой» прессе

Услышал я стон в кипарисовой роще!
Изумился: неужели и здесь люди плачут?
Иль в этом уединенном месте
Ветер одиноко тоскует о прошлой любви?
Я полагал, что люди узнают радость,
Когда на глаза опускается черная завеса
Или всё еще плачут в склоненных ветвях, кипариса
Души тех, кто при жизни любил.

(В Турции хоронят под кипарисом. Самое большое кладбище Стамбула представляет собой кипарисовый лес).

Юноша в то время проникся настроением безнадежности, пессимизма, тоски, порожденным унизительным положением, в котором находилась его родина (поражение в Первой мировой войне, оккупация страны войсками западных держав). В том же духе выдержано его стихотворение «Дождь», опубликованное в литературном альманахе в 1919-1920 гг.:

Моросит дождь... Нет, это не дождь, с неба словно льется утешение. С того места, откуда Бог смотрел в сердца людей, .   льется дождь... Ночи прохладны. Мрак небес несет излечение... Ночи ближе моему сердцу. Пусть эти слёзы не прекращаются и ночью, моё сердце так нуждается в прохладе, оно хочет встрепенуться, вздохнуть облегченно Моросит дождь... Нет, это не дождь, с неба словно льется страдание.

В 1920 г. поэт выступил со стихотворением «Пленник сорока грабителей», направленным против оккупации Турции, за что подвергся преследованиям со стороны англичан и султанского двора. В аллегорическом образе пленника, у которого разбойники отрезали руку, поэт изобразил родину, изнывавшую под гнетом оккупатов:

Блеснул во тьме отточенный топор,
Раздался стан... кровь брызнула, упала на костер
И гордо пленник без руки стоял, скрывая муку.
Разбойники кричали палачу: «Руби!
Руби вторую руку!».
Палач пригнулся, побледнев, и сжал топор в
тяжелом кулаке,

Но в воздухе грозой вскипел народный гнев - и засиял топору пленника в руке.
В 1921 г. Н. Хикмет приехал в Советский Союз, где ближе познакомился с советской литературой. В 1924 г. вернулся в Турцию и принял активное участие в издании революционных газет и журналов. В связи с репрессиями в 1925 г. Н. Хикмет покинул родину и уехал в Советский Союз. Турецкий суд заочно приговорил его к 15 годам тюремного заключения. В Москве Н. Хикмет вместе с советскими режиссерами создал сатирико-агитационный театр «Метла». В 1928 г. в Баку вышла первая книга стихов Н. Хикмета «Песни пьющих Солнце». Вернувшись в том же году в Турцию, Н. Хикмет в короткое время опубликовал несколько сборников стихов, поэмы, роман в стихах, ряд пьес и публицистических работ. Сотрудничая с демократическим журналом «Ресимли аи», он вел борьбу за революционное
реалистическое искусство. В сборниках стихов «835 строк» (1929), «Варан 3» (1930), «1 + 1 = 1» (1930) и «Город, потерявший голос» (1931) поэт писал о тяжелой доле турецкого народа, призывал к борьбе за лучшую жизнь и воспевал революцию. В поэме «Джиоконда и Си Я-У» (1929) и романе в стихах «Почему Бенерджи покончил с собой?» (1932) Н. Хикмет, рассказывая якобы о событиях в Китае и Индии, на самом деле показал действительность турецких коммунистов, описал революционные события в Турции. Вместе с тем он выступал против колониальной политики империалистов в Азии и Африке. В 1932г. в Стамбуле вышла пьеса Н. Хикмета «Череп» о судьбе честного ученого в странах капитала. За сборник стихов «Телеграмма, поступившая ночью» (1932), в которых поэт призывал турецких коммунистов быть стойкими в борьбе за демократию, Хикмет был осужден на пять лет заключения, но через год освобожден по амнистии. В дальнейшем почти после каждого издания его произведений Н. Хикмета приговаривали к тюремному заключению. В сборнике стихов «Портреты» (1935), поэме «Письма к Таранта Бабу» (1935) и публицистически работе «Немецкий фашизм - расовая теория» (1936) Назым Хикмет разоблачал фашизм и выступал против итальянской агрессии в Абиссинии. В 1936 г. вышла последняя из опубликованных в Турции книг Хикмета, посвященная руководителю первого в истории страны крупного крестьянского восстания - шейху Бадреддину и его ученикам.

В общей сложности 17 лет провел Назым Хикмет в турецких тюрьмах. Там он создал грандиозную эпопею «Человеческая панорама» - поэтическую историю XX в. - апогей творчества поэта, где в равной степени проявились и реализм, и историзм поэта, цикл стихов «Письма из тюрьмы», пьесы «Легенда о любви» и «Иосиф прекрасный». В 1950 г. под воздействием мирового общественного мнения турецкое правительство было вынуждено освободить Н. Хикмета. На следующий год он приехал в Советский Союз, где написал пьесы «Рассказ о Турции» (1951), «Первый день праздника» (1953), «Чудак» (1955), киносценарии, стихи о мире и т.д.

... Если я гореть не буду,
и если ты гореть не будешь,
и если мы гореть не будем,
так кто же здесь рассеет тьму?

Вряд ли можно найти другие слова, которые могли бы так точно охарактеризовать смысл всей жизни и всего творчества Н. Хикмета. Жить для народа, творить во имя его счастья, отдать людям всю свою душу, - в этом пафос всей жизни и всего творчества Хикмета. Н. Хикмет достиг редкой гармонии общественного и личного. Он никогда не забывал о личном счастье каждого отдельного человека, а говоря о чувствах лирического героя, об общественных проблемах.
Человек, которому поэт хотел дать «бесплатный хлеб и бесплатную гвоздику», - был героем его поэзии. Он хотел, чтобы люди были

Вместе -
всюду,
везде.
А порознь - только у щеки любимой.

Творчество Н. Хикмета - вершина турецкой поэзии. Поэт решительно преодолел идеалистическую тенденцию классических поэтов Турции, соединив турецкое искусство с актуальными политическими проблемами, ввел в турецкую поэзию нового лирического героя - народ. Он смело отверг традиционное стихосложение и сделал основным своим орудием свободный стих.
Многие произведения Н. Хикмета были изданы в Москве на русском языке, это: «Стихи» (1932), «Стихи» (1950), «Восточный альманах № 4» (1951), «Избранное» (1951), «Избранные стихи» (1950), «Рассказ о Турции» (1952), «Избранное»(1953), «Пьесы» (1954), «Стихи» (1955), «Чудак» (1955) и др.
 

Объявления


Интересное

Турецкие янычары против Селима

Сторонники идей и реформ низложенного султана во главе с русенским пашой Мустафой Байрактаром не потеряли надежды восстановить утраченные позиции и...
Продолжение...

Голосования

Главная историческая личность Турции
 

Разделы

Главная
Турция
Города Турции
Соседи Турции
География Турции
Турецкая архитектура
Население Турции
Турецкая экономика в 20 веке
Экономика Турции в конце 20 века
История Турции
Турецкие султаны
Культура Турции до 14 века
Турецкая культура 14 - 17 веков
Турецкая культура 17 - 18 веков
Турецкая культура 18 - 19 веков
Турецкая культура в 20 веке
FAQ