Stanbul.ru

Смешанная экономика в Турции
При определении характера социально-экономической структуры современной Турции широко используется термин "смешанная экономика". Сам термин "смешанная экономика" для турецкого хозяйства впервые применил голландский экономист Я.Тинберген, бывший в начале 60-х годов главным советником государственной плановой организации Турции.

В 1961 году был опубликован официальный документ о планировании - "Задачи и стратегия плана", турецкая экономика в нем впервые была определена как смешанная, а в одном из пунктов говорилось, что "турецкая экономика - смешанная экономика, в которой представлены государственный и частный секторы". С тех пор в турецкой экономической литературе, в выступлениях политических и государственных деятелей, в программных документах это понятие нашло самое широкое применение. Оно стало обозначать экономическую политику страны, постепенно превратилось в некую модель социально-экономичеекого развития.

О турецкой экономике как о "смешанной" говорится и в тексте последнего, четвертого пятилетнего плана, принятого еще правительством Б.Эджевита на 1979-1983гг.

Представители различных идеологических течений вкладывали в это понятно далеко не идентичный смысл. Для крупной буржуазии "смешанная экономика" представляет собой систему, переходную от сосуществования государственного и частного секторов к высоко-развитому частному предпринимательству.

"Этатизм, - говорилось в программе Партии справедливости, - начинается там, где кончается Частная инициатива. Он осуществляется лишь в случае необходимости". Буржуазные реформисты в лице Народно-республиканской партии (НРП) отстаивали постоянно действующую систому "смешанной экономики", при которой государственный и частный секторы должны развиваться параллельно на ранных условиях, взаимодействуя и дополняя друг друга. Леводемократические круги видели в государственном предпринимательстве возможность наращивать элементы для перехода страны при определенных условиях на некапиталистический путь развития. Сущность "смешанной экономики" Турции и место в оной двух наиболее динамичных укладов (государственно-капиталистического и частнокапиталистического) всецело определялись составом политических сил, осуществлявших руководство политикой и экономикой страны, и в развитии "смешанной экономики" там верх брала тенденция укрепления крупного частного капитала, возникновения монополистических объединений, формирования в недалеком будущем основ государственно-монополистического капитализма.

Таким образом, теория "смешанной экономики" скрывает истинные стратегические цели развития страны под руководством нынешних правящих классов - построить развитое эксплуататорское, капиталистическое общество, прочно интегрированное в мировую систему капиталистического хозяйства.

Совершенно очевидно, что поворот к иному, демократическому антимонархическому пути социально-экономического развития Турции предусматривает прежде всего необходимость изоляции, преимущественное развитие государственного сектора в системе "смешанной экономики", развитие кооперации и т.п. Осуществление такого поворота станет возможным на базе широких демократических преобразований в социально-экономической структуре, с учетом интересов широких масс города и деревни.

В Турции, которая раньше многих других развивающихся государств начала создание независимого национального хозяйства, возникли социально-экономические явления, которые впоследствии стали характерными и для молодых освободившихся отран Азии и Африки, появившихся на политической карте на втором и третьем этапах общего кризиса капитализма.

К числу таких явлений, несомненно, относится государственный капитализм; Турецкая Республика была в числе первых афро-азиатских государств, сделавших упор в своей экономической политике на оседание государственного сектора в ряде отраслей хоаяйства (в промышленности, на транспорте, в кредитно-банковской системе).

"Политика и практика государственного капитализма (этатизма) в Турции означали непосредственное вмешательство буржуазной надстройки в базисные отношения с целью ускорения развития в стране национального капитализма путем непосредственного предпринимательства государства в базовых отраслях хозяйства, требовавших больших капиталовложзний, и проведения мероприятий экономического регулирования, направленных на активизацию частного предпринимательства, на укрепление политической и экономической независимости страны. Иначе говоря, турецкий этатизм - это политика форсированного развития капиталистических отношений в слаборазвитой стране, борющейся за экономическую самостоятельность, т.е. за равноправное партнерство в системе мирового капиталистического хозяйства.

Государственный сектор играл и продолжает играть важную роль в экономической жизни страны, что было одной из главных особенностей развития капитализма в Турции. В руках государства находился весь железнодорожный транспорт, средства связи, половина морского торгового флота, около 75% операций кредитно-банковской системы, свыше одной четверти обрабатывающей промышленности, и, после проведенной национализации вся добывающая промышленность, а также практически все электростанции. Важный показатель значимости государственного сектора для хозяйства страны - доля государственных капиталовложений во всей совокупности экономических инвестиций: в течение всех трех пятилетних планов эта доля колебалась,не опускаясь ниже 51-52%. Особенно велика роль государства в развитии инфраструктуры.
 

Объявления


Интересное

Туристы навсегда переезжают в Бодрум

Традиционно Бодрум ассоциируется с массовым туризмом. В последние годы всё больше иностранцев выбирают этот город на берегу Эгейского моря для...
Продолжение...

Голосования

Главная историческая личность Турции
 

Разделы

Главная
Турция
Города Турции
Соседи Турции
География Турции
Турецкая архитектура
Население Турции
Турецкая экономика в 20 веке
Экономика Турции в конце 20 века
История Турции
Турецкие султаны
Культура Турции до 14 века
Турецкая культура 14 - 17 веков
Турецкая культура 17 - 18 веков
Турецкая культура 18 - 19 веков
Турецкая культура в 20 веке
FAQ