Критическая часть турецких рисале

Критическая часть турецких рисалеОднако влияние передовых идей восточных мыслителей прослеживается в османских рисале лишь в наиболее их сильной части — критической. Рисале появлялось на «злобу дня» в тот период османской империи, когда была еще свежа память о былой мощи империи, а сами авторы были непосредственными свидетелями деградации армии, тимарной системы (тимар — земельный надел, полученный на условиях несения военной службы), самого государства. Вместе с тем авторы рисале призывали по сути дела к возвращению к прошлому.

Подавляющему большинству государственных деятелей представлялось, что все новое лишь портит и разрушает «безупречную» государственную систему прошлого. Из этого следовало, что надлежит поддерживать консервативные, охранительные тенденции в общественной жизни и стремиться к возрождению былой мощи империи в прежнем ее виде, со всеми прежними атрибутами.

На этих позициях стояли и   авторы рисале, которым были чужды идеи Ибн Халдуна о закономерном характере общественного развития. Сказывался и тот факт, что рисале не философские трактаты, а политические произведения вполне верноподданнического характера.

Подобные произведения — будь то политические памфлеты Али Челеби и Кочибея Гёмюрджинского, рисале современника Мютеферрики Мехмеда Сары-паши, не говоря уже о таких литературных произведениях, как сатиры Нефи и Вейси, дидактическая поэма «Хайрийе» Юсуфа Ыаби — не содержали предложений о новых путях улучшения состояния государства и армии.

Сохраните статью
Культура, история и экономика Турции
Добавить комментарий