Османские государственные институты Турции

Османские государственные институты ТурцииОсманские государственные институты, появившиеся в результате реформ и многолетних преобразований системы управления, З.Г. Алп сравнивает с сокровищем, награблен­ным вторгшимися завоевателями. Оно, по его мнению, не идет впрок, быстро истощается, так как источник богатства лежит вне пределов национальной культуры.

Традиционные институты зарождаются и развиваются в эволюционно непрерывном историческом процессе. Именно осознания ценности исторических традиций не хватает туркам, считает философ. Он отмечает, что пренебрежение исламскими традициями прошлого, в котором были блистательные успехи, теперь, в настоящем мстит за себя, стремясь к быстрому результату, турки видят в европейской цивилиза­ции совокупность определенных теоретических и практических формул, но такая политика заимствований бесперспективна, лишена созидательное™». А вот традиция, на основе которой и возникает реальный прогресс, по З.Г. Алпу, и есть подлинная мотивациоынаясила, создающая новые направления в развитии. Память нации воплощается в традициях. Традиции – дух нации, а социальная система – тело.

Нация, верная собственным традициям, живет в свободном потоке истории, нация, приверженная формализму, – в географическом заточении. Следовательно, заключает З.Г. Алп, и консерватизм, и радикализм на турецкой почве по сути тупиковые ситуации. Необходимо знать собственные традиции, знать историю развития тюркских социальных институтов и мусульманских институтов и это помогло бы приспособить их к новым жизненным реалиям и определить, в какой мере и каким образом они могли бы взаимодействовать с элементами современной (западной) цивилизации.

Традиции связующая основа для трансформации отдельных институтов. Соотношение между традицией и реформой всегда обусловлено реалиями конкретного общества. З.Г. Алп одним из первых мусульманских мыслителей понял необходимость разделения религиозных и государственных институтов, необходимость секуляризации этики, права, философии и других сфер духовной жизни.
Термин «вестернизация» применительно к ряду азиатских стран широко используется уже несколько десятилетий. Он означает процесс освоения обществами этих государств западных ценностей и западного образа жизни. В той или иной мере вестернизация характерна для многих развивающихся стран. Однако протекает этот процесс по-разному. В ряде случаев преобразования происходят настолько стремительно и приобретают такой форсирован­ный характер, что основная масса населения не в состоянии понять и принять навязываемые правительством новации. В результате наблюдается откат общества к своим истокам, национальным ценностям.

Читайте далее:
Сохранить статью?
Культура, история и экономика Турции