Османские государственные институты, появившиеся в результате реформ и многолетних преобразований системы управления, З.Г. Алп сравнивает с сокровищем, награбленным вторгшимися завоевателями. Оно, по его мнению, не идет впрок, быстро истощается, так как источник богатства лежит вне пределов национальной культуры.
Традиционные институты зарождаются и развиваются в эволюционно непрерывном историческом процессе. Именно осознания ценности исторических традиций не хватает туркам, считает философ. Он отмечает, что пренебрежение исламскими традициями прошлого, в котором были блистательные успехи, теперь, в настоящем мстит за себя, стремясь к быстрому результату, турки видят в европейской цивилизации совокупность определенных теоретических и практических формул, но такая политика заимствований бесперспективна, лишена созидательное™». А вот традиция, на основе которой и возникает реальный прогресс, по З.Г. Алпу, и есть подлинная мотивациоынаясила, создающая новые направления в развитии. Память нации воплощается в традициях. Традиции – дух нации, а социальная система – тело.
Нация, верная собственным традициям, живет в свободном потоке истории, нация, приверженная формализму, – в географическом заточении. Следовательно, заключает З.Г. Алп, и консерватизм, и радикализм на турецкой почве по сути тупиковые ситуации. Необходимо знать собственные традиции, знать историю развития тюркских социальных институтов и мусульманских институтов и это помогло бы приспособить их к новым жизненным реалиям и определить, в какой мере и каким образом они могли бы взаимодействовать с элементами современной (западной) цивилизации.
Традиции связующая основа для трансформации отдельных институтов. Соотношение между традицией и реформой всегда обусловлено реалиями конкретного общества. З.Г. Алп одним из первых мусульманских мыслителей понял необходимость разделения религиозных и государственных институтов, необходимость секуляризации этики, права, философии и других сфер духовной жизни.
Термин «вестернизация» применительно к ряду азиатских стран широко используется уже несколько десятилетий. Он означает процесс освоения обществами этих государств западных ценностей и западного образа жизни. В той или иной мере вестернизация характерна для многих развивающихся стран. Однако протекает этот процесс по-разному. В ряде случаев преобразования происходят настолько стремительно и приобретают такой форсированный характер, что основная масса населения не в состоянии понять и принять навязываемые правительством новации. В результате наблюдается откат общества к своим истокам, национальным ценностям.
- Османская империя: история и культурное богатство Турецкой империи.
- Ататюрк: история трансформации Турции.
- Ататюрк в Турции: жизнь и наследие первого президента.
- Мустафа Кемаль Ататюрк: жизнь и достижения основателя республики Турции.
- Афродизия в Османской империи: Восстановление исторической памяти и величие искусства.
- История Ататюрка: эпохальные события и памятники в Турции.