Просвещение в Турции в эпоху Танзимата

Просвещение в Турции в эпоху ТанзиматаТанзимат – эпоха реформ в Османской империи (1839-1876 гг.), делится на два периода: первый – 1839-1853 гг. – от провозглашения Гюлъханейского хатт-и шерифа до начала Крымской войны; второй -1856-1876 гг. от окончания Крымской войны до провозглашения первой турецкой Конституции; отправной точкой второго периода стал знаменитый султанский указ Хатт-и хумаюп 1856г.

С подготовкой и провозглашением реформ в 1839 г. связано имя крупнейшего турецкого государственного деятеля эпохи реформ Мустафы Решида-паши, чья жизнь и деятельность характерны для той новой прослойки османской бюрократии, которая все более осознавала необходимость проведения ряда реформ как путь к спасению и упрочению Османской империи.

Большую роль в процессах, связанных с зарождением и развитием буржуазных социальных сил, сыграли реформы в области просвещения и культуры. Само формирование османской бюрократии эпохи Тапзимата происходило благодаря новым учреждениям этой сферы. Большое значение придавали танзиматисты просвещению как мощному средству, с помощью которого Турция сможет успешно развиваться по пути прогресса.

Среди большого числа мероприятий, охвативших практически все области жизни страны, была и реформа просвещения, в которой реформаторы видели важнейшую гарантию осуществления принципов, декларированных Гюльханейским хатг-и шерифом. Но на пути реформ в системе просвещения реформаторы встретились с упорным сопротивлением такого мощного и влиятельного противни­ка и монополиста в этой области, как мусульманское духовенство. Оно решительно противилось распростране­нию светского образования. Особенно опасна была корпорация высшего звена мусульманского духовенства

кругах, при дворе и в провинциальных органах власти. Улемы были в состоянии вывести учащихся медресе – софт на улицу и вызвать волнения в столице и провинции, привлекая на свою сторону под лозунгом защиты шариата темные массы мусульман.

И все же реформаторы вступили в борьбу за светское образование. Иного выхода не было. Духовные школы как начальные  – «детские школы», так и медресе двух ступеней (средние и высшие) были рассадни­ками неграмотности и фанатизма. Учащиеся медресе, не говоря уже о мектебах, не изучали светских наук и не получали знаний по истории, географии, естественным и точным наукам. Те немногие сведения, которые им сообщали духовные учителя, соответствовали уровню знаний в Средневековье. В течение всех лет пребывания в медресе учащиеся были заняты главным образом зубрежкой книг по богословию. Сыбьян мектебы были широко распространены. Они существовали при всех квартальных мечетях в городах и в каждой деревне. Учителями были ходжи и муэдзины. Дети – мальчики и девочки – поступали в мектебы в возрасте 4-7 лет, зубрили догмы Корана, молитвы, усваивали религиозные правила, арабский алфавит, письмо, элементарные правила арифметики. Никаких необходимых для жизни знаний учащиеся не получали. Они даже не умели читать и писать по-турецки.

Читайте далее:
Сохранить статью?
Культура, история и экономика Турции