Турецкое искусство в 20 веке

Турецкое искусство в 20 векеМусульманские традиции, запрещающие изображение живого существа, были главным препятствием развитию живописи и скульптуры в старой Турции. До сближения с Европой изобразительное искусство в Турции было представлено в основном орнаментом, миниатюрой и каллиграфией. Скульптура играла только декоративную роль (арабески, узоры и резьба по дереву и камню).
В середине XIX в. передовая интеллигенция энергично выступила против стеснявших ее    феодально-мусульманских традиций, за развитие изобразительного искусства.

Отсутствие национальных традиций в изобразительном искусстве привело к тому, что творчество турецких мастеров оказалось под сильным влиянием западноевропейской, в первую очередь французской, живописи. Живописцы подражали европейским художникам, увлекавшимся «экзотикой», «фантастикой», «таинственной прелестью» Востока.

После младотурецкой революции 1908 г. было основано «Общество художников» (переименованное в 1956 г. в «Союз турецких художников»), которое сыграло немаловажную роль в развитии изобразительного искусства страны.

В организации выставки живописи в годы Первой мировой войны приняло участие турецкое правительство. На выставке экспонировалось 100 картин, отражавших боевые эпизоды войны. К этому делу были привлечены художники Намык Исмаил и Джелял Эсад.

После установления республики наступило оживление в искусстве. В 1923 г. был создан «Союз новых художников».Художники начали обращаться к националь­ным сюжетам. Об этом свидетельствовала открышаяся в 1924 г. в Стамбуле художественная выставка. На ней было много картин с эпизодами национально-освободительной войны, портретами участников этой войны, пейзажами Анатолии, сценками из народного быта, особенно из жизни крестьян.

В 1929г. был организован «Союз независимых художников и скульпторов». В него вошла молодежь – Рефик Фазыл, Джевад Хамит, Шереф Кямиль, Махмуд Фехми, Нуруллах Джеляль, Халиль Асаф, Али Авни, Ахмед Зеки Фаик, Мухиддин Себати, Ратиб Фахреддин; большинство этих художников обучалось в Европе. У них возрос интерес к национальной тематике, но они не были свободны от влияния новейших западноевропейских художественных течений — импрессионизма и футуризма. Многие стали подражать искусству Сезанна, Матисса, Леже и особенно Пикассо.

Это же влияние испытали художники Нуруллах Джемаль, Джемаль Сайт, Дино, Элиф Ыаджи, Зеки Фаик и скульпторы Зюхтю и Абидин, объединившиеся в 1933 г. в группу «О» (от слов рисование, рисунок).

Таким образом, за многовековой период развития, в процессе формирования языка, национальной литературы, различных видов искусств, секуляризации общественной и культурной жизни, формирования интеллигенции, турецкая культура сделала большой шаг вперед.

Читайте далее:
Сохранить статью?
Культура, история и экономика Турции