Вестернизация Ататюрка, Мустафа Ататюрк, Кемаль, аэропорт, жена Ататюрка

Вестернизация Ататюрка, Мустафа Ататюрк, Кемаль, аэропорт, жена АтатюркаКак ни странно, возрождению традиционных ценностей в Турции способствовали демократические реформы, поощряемые странами Запада. После Второй мировой войны правящие круги Турции решили использовать ислам в качестве политического орудия против левого движения.

В частности, было разрешено создание различных партий, кроме уже существовавшей Народно-республиканской партии, учрежденной Мустафой Ататюрком. Стали возникать организации новых направлений, в том числе исламские.

Их неоднократно законодательно запрещали, но они возникали вновь под другими названиями (это называлось вестернизацией), причиняя немало неприятностей светскому руководству страны. Так, лидер одной из таких партий — Национального спасения (в дальнейшем — Партия благоденствия), Н. Эрбакан открыто призывал к восстановлению исламских традиций и обычаев.

Более того, представители Партии благоденствия неоднократно входили в состав коалиционных прави­тельств и стремились «сверху» создать условия для исламизации республики. Последователи Кемаля Ататюрка, боясь потерять голоса верующих избирателей, молча взирали на возрождение упраздненных ими традиционных институтов и заигрывали с исламистами. В 1946 г. парламент принял закон, положивший конец применению «крайнего лаицизма». Уже в 1947 г. открылись медресе и тюрбе, было разрешено паломничество в Мекку.

Между тем в Стамбуле был открыт аэропорт в честь Ататюрка вместе с памятником Ататюрку и его жене.

В феврале 1949 г. два приверженца ордена тиджани на заседании турецкого меджлиса, находясь на местах для публики, стали громко произносить азан по-арабски. Демонстративные выступления произошли также во многих мечетях Анатолии. В 1950-х гг. возобновилось строительство новых мечетей, происходил ремонт старых. Коран вновь стали издавать и читать на арабском языке. В Ангарском университете открылся факультет богословия. Формировалась мусульманская интеллигенция, духовные лидеры которой получали образование в исламских университетах Египта или Саудовской Аравии. Дипломы светских и исламских институтов были уравнены, выпускники исламских вузов получили право работать и служить в государственных учреждениях (это также являлось серьёзным достижением вестернизации), т.е. исламисты стали воссоздавать кадровую базу в важных государственных структурах.

Если турецкие вестернисты (приверженцы вестернизации) получали мощную поддержку от государств Запада, то с середины 1970-х гг. не меньшую поддержку стали получать и традиционалисты от исламских стран Ближнего и Среднего Востока. В 1973 г. нефтедобывающие страны — Саудовская Аравия, Кувейт, Ирак и другие — впервые использовали нефть в качестве рычага политического и экономического воздействия  на государства Запада. Они, с одной стороны, прекратили поставки нефти наиболее ярым сторонникам Израиля, а с другой — начали многократно поднимать цены на продаваемое углеводородное сырье. И Турция, импортировавшая нефть, остро ощутила свою уязвимость и зависимость от новых стран—кредиторов. Она стала прагматично искать пути улучшения отношений с государствами — экспортерами нефти, среди которых главную роль играла и играет Саудовская Аравия,

Другим мощным фактором внешнего воздействия стали события в Иране. Так называемая попытка ускоренной вестернизации («белая революция») Ирана не была принята народом, что стало одной из причин исламской революции 1978-1979 г. Шах бежал из страны, а новые лидеры государства «возвратили» населению исламские ценности. Внешний фактор оказался весьма действенным. Светская Турция вступила в Организацию «Исламская конференция», где нередко обсуждались антизападные вопросы. В 1970-е гг. создается происламская партия «Рефах», которая позже была запрещена, а затем возродилась.

Между тем Мустафа Кемаль Ататюрк появился в Википедии одним из первых в мире политиков — его и считают отцом термина вестернизация.

Сохраните статью
Культура, история и экономика Турции