Махмуд Есари, турецкий журналист

Махмуд Есари, турецкий журналистМахмуд Есари — романист и журналист. Родился в 1895 г. в Стамбуле. Наибольшей известностью из его многочисленных произведений пользуется роман «Мухи-поденки» (1936), содержащий резкую сатиру на космопо­литические нравы стамбульского общества, показывающий пагубное влияние культуры Запада на турецкую молодежь. Губительное влияние американского кино на турецкую молодежь резко осуждается писателем в книге «Болотные комары».

После победы национально-освободительного движе­ния и провозглашения Турецкой Республики в 1923 г. на первый план выдвинулись задачи революционных преобразований, строительства новой Турции. В литерату­ре появился качественно новый герой интеллигент (учитель, врач, офицер), проявляющий высокую самоот­верженность в служении делу независимости и подъема страны.
Хотя к середине 1930-х гг. Турецкая Республика дос­тигла определенных успехов в своем развитии, с усилением реакционных тенденций в стране началось и заметное угасание идеалов кемализма. Вместо настроений подвиж­ничества среди интеллигенции распространяются песси­мизм, усталость и апатия, ощущение бесполезности личных усилий по улучшению сложившегося строя. В ряде произведений 1930-х гг. (романы «Листопад», «Жалейте» Решада Нури и др.) появляется новый герой — сломленный человек («дюшмюш адам»), потерпевший крушение в своих попытках служения народу и государству. Этот тип героя получил углубленное развитие в литературе 1960 -начала 1980-х гг. Так, персонажи романов Айсель Озакын «Чужбина» и «Девушка и смерть», Адалет Агаоглу «Лечь и умереть» и «Свадебная ночь» и др. — это энергичные, люди 1930-х гг., всецело отдавшиеся делу просвещения народа, но потерпевшие крах во всех своих начинаниях и постепенно превратившиеся в сломленных людей.

Часть писателей старого и молодого поколения про­должала оставаться на позициях «чистого искусства», предпочитала меланхолическое любование природой и узкосубъективные переживания (любовь и одиночество).

В период Второй мировой войны это течение распространилось необычайно широко. Основными мотивами стихов большинства поэтов стали грусть, тоска, одиночество, нередко мистицизм, вера в загробную жизнь. Об этом свидетельствуют даже названия стихов: «Одиночество», «Кладбище», «Воскрешение мертвых», «Тоска», «Караван горя» и т.д.

Во время Второй мировой войны часть писателей, сотрудничавших в пантюркистских журналах «Бозкурт», «Гекберю», «Чинаралты», «Акбаба», стала воспевать войну. Большинство из них обходило молчанием этот вопрос или выступало против войны с пацифистских позиций. В противоположность этим группам некоторые писатели и поэты Турции в своих произведениях реши­тельно осуждали гитлеризм и реакционные круги, пытавшиеся вовлечь Турцию в войну против Советского Союза. К таким писателям относились Назым Хикмет, Сауд Дервиш, Сабахеддин Али, журналисты Зекерия и Сабиха Сертели, поэты Рыфат Ылгаз, Атилла Ильхан, Орхан Вели и многие другие. А в романе крупнейшего писателя-реалиста Сабахеддина Али «Дьявол внутри нас» содержится предупреждение о возможности наступления фашизма.

Сохраните статью
Культура, история и экономика Турции
Добавить комментарий