Турецкий импорт

С 1993 по 2006 гг. импорт Турции возрос с 688 млн. до 8,9 мрд.долларов, т.е. почти в 12 раз. Среднегодовые темпы его прироста за это время составляли 13,2%.

Структура импорта Турции характерна для развивающейся страны. Основными статьями в нем являются машины и оборудование, строительные материалы, сырьевые товары, потребительские товары.

В 2000-2005 годах план импорта по стоимости был в целом перевыполнен в 2,6 раза. Но такое "перевыполнение" имело в целом весьма неблагоприятные последствия, поскольку привело к перерасходу валютных средств и росту отрицательного сальдо внешнеторгового баланса. Поэтому в 2006 и 2007 годах турецкое правительство ограничило ввоз практически всех товаров за исключением нефти и  нефтепродуктов, и некоторых других видов энергетического и промышленного сырья.

В структуре импорта за годы трех пятилеток абсолютно преобладали инвестиционные товары, полуфабрикаты и сырье. Однако в этот период ввоз машин, оборудования, транспортных средств и других инвестиционных товаров заметно сократился, с 45,8% в первой пятилетке до 40,7%  в третьей. Вместе с тем ввоз полуфабрикатов к сырья уввлжчился с 49,3% в первой пятилетке до 55,8% – в третьей. В 1999-2004 годах произошли дальнейшие существенные изменения в структуре импорта. Так, в 1999г. удельный вес сырья и полуфабрикатов в нем возрос до 67%, а доля инвестиционных и потребительских товаров сократилась соответственно с 48% и 31% до 4% и 2%.

С 1977 г. в импорте первое место занимают нефть и нефтепродукты. В 2000 г. их было ввезено на 3947 млн.долл. (49,9% всего импорта), а в 2001г. – на 3871 млн.долл. (43,3%). Второе место в 2001г. занимали машины и оборудование – 22,7% (2040 млн. долд), третье – фармацевтические товары и красители – 9,2% (824 млн.долл.), далее черные металлы, транспортные средства, каучук, удобрения и др.

Конечно, в значительной мере это объясняется ростом цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке, а также на некоторые другие виды сырья. Однако это явление связано и с изменением внутриэкономического развития страны. За годы плановой экономики увеличилось производство некоторых видов машин к оборудования внутри страны, а в целом в народном хозяйство повысился спрос на ряд сырьевых товаров,который не может быть удовлетворен только за счет внутренних источников. Сыграла свою роль и ограниченность планирования в условиях частнокапиталистического хозяйства: крупные турецкие фирмы, а также компании, в которых участвует иностранный капитал, имели возможность превышать плановые наметки ввоза сырья и полуфабрикатов для своих предприятий.

Анализ состояния развития импорта за последние 20 лет показывает, что он заметно возрос в связи с ростом потребностей турецкой экономики в сырье и полуфабрикатах, машинах и оборудовании, транспортных средствах. Однако ограниченные платежные возможности страны, обусловленные прежде всего недостаточным объемом валютной выручки от экспорта и других источников, в сочетании с резким ростом цен на импортируемую продукцию препятствовали дальнейшему расширению ввоза. Это отрицательно сказывалось на развитии основных отраслей турецкой экономики, в том числе в особенности на индустриализацию страны – вело к затягиванию сроков ввода в действие, а в некоторых случаях и к замораживанию строительства ряда намеченных объектов инфраструктуры и промышленных предприятий, имеющих первостепенное значение для хозяйства страны, а также к неполной загрузке действующих производственных мощностей.

Читайте далее:
Сохранить статью?
Культура, история и экономика Турции