Турецкое просвещение 14 – 17 века

Турецкое просвещение 14 - 17 векаЧтобы получить более полное представление о развитии культуры в Турции в рассматриваемую эпоху, необходимо ознакомиться с состоянием просвещения.

Просвещение было сосредоточено в духовных училищах – медресе трех типов: начальных, средних и высших.

В начальных медресе, которые существовали повсеместно при мечетях, изучали арифметику, космографию, Коран.

В средних медресе (тетимме медреселери) изучали грамматику, словообразование, геометрию, логику, риторику, богословие и др. Ученики средних медресе назывались сухте, или софта. Софты получали питание и по 12 акче в месяц так называемых «свечных денег» (мум парасы). Окончившие среднее медресе имели право на поступление в медресе высшего типа, но должны были сдать вступительные экзамены.

В медресе высшего типа (сахи медреселери) изучались особо сложные разделы богословия и комментарии к Корану, мусульманская юриспруденция, литература, естествознание, логика, риторика, а в некоторых из них – медицина, математика, астрономия.

Медресе высшего типа находились при крупных мечетях в Стамбуле. После завоевания Стамбула Мехмед Фатих превратил восемь местных церквей в мечети, создал при них медресе и поставил во главе каждого из них крупных духовных лиц. При мечети, построенной Фатихом, и носящей его имя, были основаны восемь высших медресе, получившие название сахны семан. Большую известность приобрело медресе, основанное впоследствии при мечети имени Сулеймана Кануни. Сахн медреселери были привилегированными учебными заведениями. Студенты этих медресе назывались данышмепды, т.е. ученые. Они сами преподавали в медресе среднего звена. Окончившие высшее медресе получали специальный диплом и звание мюлязыма (кандидата). Они заносились в особые реестры и становились кандидатами на занятие высоких    духовных   должностей (исключая должности судей). В середине XVI в. мюлязым, вступивший в войска, получал зеамет (крупное земельное пожалование на условиях несения военной службы).
Система медресе прежде всего обеспечивала господствующему классу возможность готовить нужных людей для государственного аппарата и идеологических учреждений. Вместе с тем, поскольку в Турции отсутствовали формальные сословные преграды, медресе для своего времени в какой-то степени служили рассадниками знаний, а их высшее звено – научными центрами.

Читайте далее:
Сохранить статью?
Культура, история и экономика Турции