И. Шинаси, турецкий поэт

И. Шинаси, турецкий поэтРождение литературы Танзимата условно связывают с 1859-1860 гг. В 1859г. в книжных лавках Стамбула появилась интересная новинка. Она сразу привлекла внимание читателей. На обложке книги значилось: «Стихотворные переводы». Автор книги Ибрагим Шинаси (1826-1871) – родоначальник новой турецкой литературы, талантливый публицист, поэт, драматург, общественный деятель – знакомил турецкого читателя с произведениями Расина, Ламартина, Мюссе, Лафонтена, Гюго, Фенелона, Жильбера и др. В этих стихах не было привычных, традиционных образов турецкой поэзии, скованной в изображении мыслей и чувств. Любители литературы сразу отметили непринужденную и гибкую форму стиха, смелые образы. В истории турецкой литературы И. Шинаси получил звание «отца новой литературы». Именно он открыл для турецкой литературы «окно в Европу». Старая литература («диван эдебияты») изжила себя.
Сын артиллерийского капитана, в молодости И. Ши­наси был направлен великим визирем Мустафой Решид-пашой во Францию для продолжения образования. Во время пребывания в Париже, где И. Шинаси сближается с писателями и учеными Ламартином, Э. Ренаном и др., он становится страстным поклонником и пропагандистом французской культуры. Свою литературную деятельность И. Шинаси начинает как поэт. В поэзии И. Шинаси, опирающейся на принципы рационалистической эстетики, находят выражение его просветительские идеалы, он прославляет танзиматские реформы как законы «разумные и общественно полезные». Используя традиционную образность, поэт подчас «инкрустирует» свои стихи цитатами или фразами французских авторов (Расина, Мольера и др.); в баснях, включенных в диван, обращается к сюжетам Лафонтена, которые перерабатывает на основе местных традиций.

Литературная деятельность И. Шинаси довольно многообразна. Больше всего он написал   публицистических статей, занимался переводами, написал водевиль (комедию), став таким образом первым турецким драматургом. Именно с именем И. Шинаси связано рождение турецкой авторской драматургии. В 1859 г. он печатает «Женитьбу поэта» – первую национальную комедию. Фарсовая приро­да сюжета, особенности композиции, язык и прежде всего сам подбор основных персонажей (молодой поэт, его благоразумный друг, сваха и имам) имеют своим непосредственным источником народные предания, которые ставились в традиционном турецком театре. Однако фигура имама-взяточника дала повод турецким клерикальным кругам запретить пьесу, и она была поставлена на сцене только после младотурецкой революции 1908 г.

Читайте далее:
Сохранить статью?
Культура, история и экономика Турции