Турецкий дервиш, дервиш Махмуд, дервиш Маштак, крутящиеся дервиши, вращающиеся группы дервиши,

Турецкий дервиш, дервиш Махмуд, дервиш Маштак, крутящиеся дервиши, вращающиеся группы дервиши,Под словом дервиш (dervis) как правило понимают в Турции монаха-отшельника, посвятившего свою жизнь служению господу. Также распространены названия дервишей — каландары или каландеры.

Стоит отметить, что дервишами называют только поклоняющихся суфизму, — грубо говоря, точно также, как никто из православных не посмел назвать бы старообрядца католиком.В этом и заключается отличие между дервишами и остальными мусульманами.

Аскетичесекий образ жизни дервишей снискал им славу мудрецов и страдателей, хотя это не всегда было так — например, помимо бродяжничества или отшельничества многие дервиши (например, дервиш Маштак) жили в обителях — так называемых текие — и подчинялись шейху общины.

А, например, в Средней Азии дервишей, как особо уважаемый слой населения, поддерживают государственные институты, строя для них специальные жилые помещения, в которых дервиши могут придаваться молитвам — их называют ханаку.

Главным и основным условием вступления в касту дервишей было отсутствие у человека какого-либо движимого и недвижимого имущества. Ради служения богу дервишу приходилось отказаться от всяких мирских соблазнов, обратив свои мысли лишь в одну сторону — для служения аллаху. Категорически неприемлемо было для дервиша называть вещи "своими". У дервишей не было своей обуви, не было своей одежды, не было своей еды. Йога дервишей была одним из самых сложных испытаний отшельничества.

Между тем с развитием товарно-денежных отношений в средневековой Турции дервиши стали получать возможность гораздо свободнее вести себя — начали жениться, заводить хозяйства и семьи, жить собственной жизнью — но при этом принцип "у меня нет ничего своего" соблюдался свято — дервиш мог и должен был обязан отдать любому гостю всё, что только есть у него, не оставляя для личных нужды или нужд семейных никакого имущества.

Последнее время дервиши больше знамениты своими национальными танцами, нежели отшельничеством.  

Завораживающие танцы дервишей часто становились предметом торга у любителей сделать деньги на чужом искусстве — некоторых из них даже совращали в полурабское существование, заставляли танцевать за хлеб и воду (что, в общем, не противоречило религии дервишей). 

Одним из самых знаменитых представителей социального слоя дервишей среди наших современников является знаменитый дервиш Махмуд. Танец дервиша в его исполнении вызывает настоящее восхищение у всех ценителей турецкого искусства. Не уступает ему в искусстве танца и дервиш Маштак. Крутящиеся, вращающиеся дервиши танцем могут заворожить любого зрителя. Целая группа дервишей в состоянии устроить настоящее шоу. Танцующие дервиши — настоящее украшение каджого турецкого города. 

Часто по ошибке дервиша Махмуда называют дарвиш Махмуд — это неправильно.  

Сохраните статью
Культура, история и экономика Турции
Добавить комментарий