Турецкий поэт Ахмед Недим

Турецкий поэт Ахмед НедимСреди поэтов первой половины XVIII в. следует упомянуть Ахмеда Недима (около 1681-1730). Он был последним представителем того классического периода турецкой литературы, который представлен именами Бакы, Зати и др. В своей поэзии Недим обращался к реальной, конкретной жизни. В его произведениях присутствуют чувство красоты и радости от окружающего мира. Недим («собеседник», «компаньон» — так прозвали поэта за его активное участие во всех пирах и развлечениях Ибрагим-паши — великого визиря и зятя султана Ахмеда III) был певцом своего времени. Его «gulelim, oyniyalim, kam alalim dunyadan» («будем смеяться, веселиться, брать желаемое от мира») выражало мироощущение «эпохи тюльпанов». В поэзии это означало поворот от слепого подражания персидским образцам, зачастую полным мистики, к поиску своего пути.

Стихи Недима, написанные в традиционной манере (газели, рубай, касыды), отличались непосредственностью и сравнительной простотой. В них становится заметным стремление к тюркизации поэзии. Недим первым среди турецких поэтов стал сочинять стихи в духе широко распространенных песен — шаркы. Эти стихи по стилю и метрике напоминают турецкие народные песни — тюркю. «Шаркы, — писал исследователь османской поэзии Э. Гибб, — признак того, что турецкий язык не был больше под опекой персидского»; шаркы стали «символом и воплощением больших перемен, происходивших тогда».

Тенденция к тюркизации в поэзии имела важный аналог в развернувшейся деятельности по переводу произведений арабских и персидских авторов.

В турецкой литературе на рубеже XVII и XVIII в. особое место занимал поэт Алаеддин Сабит (ум. в 1712 г.). И его творчество недостаточно изучено. Сабит принадлежал к тем немногим поэтам, которые ввели в литературу героя из представителей ремесленных кругов и в произведениях которых заняла место тема социального неравенства. Наиболее известные произведения А. Сабита — поэмы «Бербернаме» («Книга парикмахера») и «Этхем ве Хюма». В первой поэме, где описываются житейские злоключения парикмахера, выведены различные предста­вители городских кругов. Во второй — описывается любовь каменщика Этхема к царской дочери Хюма, показана полная безнадежность этой любви из-за непроходимой социальной пропасти, разделяющей влюбленных. Удел каменщика Эхтема, говорит автор, лишь работать, молиться и умереть.

Сохраните статью
Культура, история и экономика Турции
Добавить комментарий