Аляфранга и алатюрка в Турции

Аляфранга и алатюрка в ТурцииСтены и потолки в турецких домах расписывались фресками в стиле ренессанса. Среди турецких художников XVIII в. выделялись Фасих-дэдэ, Фенни, Дервиш Хасан, Эйюби. Все они были дервишами ордена мевлеви.

Как результат западного влияния в Турции во второй половине XVIII в. появилась станковая живопись.

Во Франции возникла мода, аналогичная «аляфранга», получившая название «алатюрка» т.е. «по-турецки», «на турецкий лад». Она проявилась в декоративном искусстве, в постройках на восточный лад, в одежде и прическах. Однако интерес к восточной тематике в Европе (особенно во Франции) носил иной характер, чем аналогичное явление в Османской империи. Не исчерпываясь внешней, подражательной стороной, он поднимался до интереса к этнографии, истории, литературе, философии населяющих Османскую империю народов — это было характерно для общества, в котором все большее значение приобретали идеи просвещения.

«Аляфранга» (в узком смысле — любые новые изделия, произведения искусства или обычаи, имеющие европейское происхождение) в искусстве означала перелом, который происходил под воздействием Европы в традиционном средневековом мусульманском искусстве, стремление к новому, светскому. Как социально-психологический феномен «аляфранга» на протяжении длительного времени была только модой, хотя и отражала реальную потребность турецкого общества в усвоении европейской материальной и духовной культуры. Более глубокий интерес (вызванный уже необходимостью) к достижениям Европы появился в'Османской империи лишь в конце XVIII — начале XIX в.; в изучаемый период он лишь намечался.

Сохраните статью
Культура, история и экономика Турции
Добавить комментарий