Якуб Кадри, турецкий писатель

Якуб Кадри, турецкий писательЯкуб Кадри (Караосманоглу) – крупный писатель, журналист. Родился в 1888 г. в Каире. Первые произведения появились после революции 1908 г. Им присущи субъективизм и некоторое увлечение мистикой (сборник рассказов «Приключение» и др.). После Первой мировой войны Я. Кадри большое место отводит описанию важнейших событий жизни страны. В романах «Особняк сдается» (1922), «Содом и Гоморра» и повести «Милосердие» (1922) показан Стамбул периода Первой мировой войны и оккупации, продажность властей, падение нравов высшего стамбульского общества. «Рассказы о национальной борьбе» (1922) проникнуты антиимпериалистическими мотивами и полны тревоги за судьбу родины.

В романе «Чужак», написанном после установления республики, писатель противопоставляет крестьянина интеллигенту, героями войны избираются офицеры, а народ представляется как пассивная несознательная масса. Вообще роман Я. Кадри «Чужак» стал одним из наиболее дискуссионных в плане трактовки общественных идеалов буржуазной интеллигенции. Я. Кадри, искренний поборник «идеального кемализма», написал этот роман в значительной мере с пропагандистской целью поддержать предпринятый Ататюрком в начале 1930-х гг. «просветительский рывок», с помощью которого предполагалось решить многие кадровые и социально-экономические проблемы. Акцентируя картины темноты и невежества крестьян, составляющих основную массу населения, автор тем самым подчеркивал мысль о настоятельной необходимости «культурной революции» с целью уничтожения застойной патриархальной структуры и наполнения крестьянских умов новыми понятиями и ценностями из арсенала современной цивилизации.

В романе «Анкара» (1935) Кадри рисует опасный для независимости страны процесс превращения части турецкой буржуазии в компрадорскую. Он выдвигает утопический план перевоспитания турецкой буржуазии и создания бесклассового государства. А в романе «Старец Нур» критикуются феодальные обычаи и мистические секты.

Позднейшие крупные романы Я. Кадри – «Ссылка» (1939), посвященный истории Турции конца XIX в., «Панорама» (1950) и «Дипломат поневоле» (1956). Два последних романа имеют автобиографический характер.

Читайте далее:
Сохранить статью?
Культура, история и экономика Турции