Ашуго-сазовая турецкая литература

Ашуго-сазовая турецкая литератураВ средневековой турецкой литературе начиная с XI в. существовало два направления: классическая, или диванная, отвечающая вкусам и требованиям ценителей изящной словесности, высокообразованной элитарной прослойки, и народная, ашуго-сазовая.

Классическая литература (диванная) замыкалась в кругу правительственной, управляющей верхушки и развивалась под сильным влиянием персидской и арабской. Вместе с тем образованные турки, следуя персидским образцам, создавали качественно новую поэзию — аруз (метрическая система стихосложения, основанная на количественном принципе повторения длинных и коротких слогов). Поэзия дивана не слышала голоса народа, не чувствовала народного духа, она воспевала характерные для старых персидских диванов розы, соловьиные трели, ручьи.

Диванная литература, чуждая жизни народа, была абстрактной, существовала вне времени и пространства, вне физических характеристик, окружающей её жизни. В то же время диванная поэзия в определенной мере отражала средневековую мусульманскую цивилизацию.

Народная, ашуго-сазовая литература развиваясь в унисон с реальной жизнью, сохранила самобытные черты турецкого народного творчества, была свободна от мистических и схоластических идей ислама. Справедливости ради надо отметить, что и в народной поэзии немало примеров украшательства, использования разных словосочетаний для «благозвучия» стиха.

Сохраните статью
Культура, история и экономика Турции
Добавить комментарий