Таким образом, в истории турецкой литературы девятнадцатый век занимает особое место. Это своего рода переходный период, когда постепенно отмерла придворная поэзия феодальной эпохи и родилась литература нового, буржуазного общества. Если поэзия феодальной Турции была пронизана стремлением подражать арабским и особенно персидским образцам, то теперь, с развитием капиталистических отношений и общей ориентацией страны на Запад, в литературе возникает мощный поток, принесший идеи западноевропейской культуры.
Новое культурное строительство нашло свое воплощение в борьбе со старыми формами, в утверждении новых тем, сюжетов, жанров, в попытках новыми языковыми средствами раскрыть новый образ мыслей. Были созданы пресса, художественная проза и драматургия, неизвестные в феодальной Турции. Турецкие писатели стали отдавать предпочтение роману, пьесе, новелле.
Литература Танзимата, литература турецкого просветительства – это именно тот рубеж, от которого берет начало эстетическая и идейная подготовка турецкого реализма, она дала жизнь всем основным современным жанрам, но ведущим была драма. По мнению писателей-просветителей, она более всего соответствовала просветительскому взгляду на искусство.
В поэзии, которая в этот период была оттеснена на второй план, также произошли существенные перемены, в стихах появилось новое содержание, видоизменилась метрика, возникли новые жанры, значительно изменилась лексика. На протяжении XIX в. турецкая поэзия прошла сложный путь, путь ожесточенной борьбы старых и новых форм. Однако новое не всегда побеждало.
Турецкие поэты XIX в. существенно отличались от поэтов феодальной эпохи. Это были не придворные одописцы и эстеты-лирики, стремившиеся совершенствовать форму стиха, зачастую в ущерб содержанию. Поэзией теперь занимаются политические и общественные деятели, просветители и прозаики. Многие из турецких поэтов прошли трудный жизненный путь. Они были участниками бурных событий, происшедших у них на родине. Именно поэтому лучшие поэтические произведения как в зеркале отражают эпоху, в которую они были созданы, с ее положительными и отрицательными сторонами, со всей ограниченностью того времени.
Литература XIX в. формировала идейные воззрения реформаторов эпохи Танзимата, участников конституционного движения и младотурецкой революции. Литература своей пропагандой идей родины и патриотизма, турецкого языка делала первые шаги по пути формирования национального самосознания народа. Она прошла в своем развитии длительный путь; начиная от робких попыток пропаганды идеи европеизации до деятельного участия в борьбе с султанским абсолютизмом. Роль литературы в движении за реформы определялась не только пропагандой идей реформаторов и конституционалистов, она стала своеобразной школой сторонников реформ – и читателей, и самих авторов. Прогрессивная часть образованного турецкого чиновничества и молодая интеллигенция – две основные движущие силы реформаторского движения -воспринимали через литературные произведения новые идеи. Без преувеличения можно сказать, что в идейной подготовке буржуазной революции 1908 г. участвовали своими трудами литераторы нескольких поколений и их воззрения оставили заметный след в истории общественно-политической мысли и культурной жизни Турции.
История литературы эпохи реформ – история становления и развития реалистического метода. Это трудный противоречивый путь, путь спадов и подъемов, но путь неодолимый, так как он был связан с жизнью.
Читайте далее: