Литература при турцеком султане Абдул Хамиде

Литература при турцеком султане Абдул ХамидеМежду эпохой Танзимата и младотурецкой революцией 1908 г., в значительной мере подготовленной деятельностью турецких просветителей, пролегает период феодально-абсолютистской деспотии султана Абдул-Хамида II. В условиях террористического режима затормаживается общественная и культурная жизнь, меняет свой характер литература. Прогрессивные политические деятели и писатели подвергаются гонениям и ссылке. Вводится строжайшая цензура. На французскую просветительскую литературу налагается запрет. Книжный рынок заполняют детективные и любовно-авантюрные переводные французские романы.

В 1900 г. в Риме была издана брошюра Дервиша Химы (псевдоним Ибрагима Махмуда), посвященная жертвам террора Абдул Хамида. Автор гневно клеймил султана за дикий произвол и уничтожение ни в чем не повинных людей, называя Абдул Хамида «жестоким падишахом».

Писатели-просветители постепенно уходят с исторической арены, замолкают или обращаются к издательской деятельности. Шемсеттин Сами, Эбуззия Тевфик и другие выпускают нейтральные к политике популярные общеобразовательные книги и брошюры. Взгляды Ахмеда Мидхата становятся все более правыми, в его творчестве стала преобладать богословская проблематика.

Литература 1880-х гг. носит во многом переходный характер. Часть писателей еще сохраняет верность принципам Танзимата, и смена литературных поколений выражена не столь резко, как это произойдет десятилетием позже, в 1890-е гг. Однако уже в творчестве писателей 1880-х гг. нет ни гражданского пафоса литературы Танзимата, ни активного, действенного героя. Крах надежд на радикальные общественные перемены приводит к тому, что литература все более окрашивается в мрачные тона.

Вместе с тем литература конца XIX в. постепенно обогащается новыми приметами, и прежде всего обращением к «маленькому человеку», усилением внимания к психологическим проблемам, художественному мастерству. На первое место выходят проза и поэзия, а драматургия и публицистика отодвигаются на дальний план. Из-за цензурных ограничений театральный репертуар оскудевает.

В то же время активизируют свою деятельность сто­
ронники старой турецкой литературы, не воспринявшие идейных художественных новшеств писателей Танзимата. В середине 1880-х гг. происходит наметившийся уже с начала
десятилетия раскол на «западников» и «восточников». За ожесточенными спорами о дальнейших путях развития турецкой поэзии, предпочтениях старых, традиционных поэтических форм или новых, сложившихся под воздействием европейских стояло    идеологическое размежевание, скрывались кардинальные общественные проблемы.

Читайте далее:
Сохранить статью?
Культура, история и экономика Турции